Режиссер Александр Лунгин снял картину «Большая поэзия», которая получила два приза на «Кинотавре». Мария Михайлова рассказывает, как история о поэтах-инкассаторах стала одним из самых мощных, ярких высказываний 2019 года.
Два друга, Виктор и Леха, которые живут в быстро отстраивающемся городе с убийственно скучным именем Железнодорожный, живут точно такой же скучной, не имеющей перспектив жизнью. Оба друга прошли через войну в Луганской области – эта война осталась с ними навсегда, как то, от чего нельзя отвязаться, и вместе с тем то, с чем невозможно двигаться вперед. Вернувшись в гражданскую жизнь, Виктор с Лехой устраиваются работать инкассаторами и стараются снова почувствовать, что живут – с помощью поэтических вечеров и петушиных боев – но ощущают только посттравматический синдром, как неизлечимую болезнь. Они не видят собственного будущего и с каждым днем все лучше понимают, что их время на самом деле давно ушло. Им, прошедшим сквозь войну, больше некуда двигаться.
Тема времени, безнадежного поиска жизненного пути и прежних ценностей после сильнейшей психологической травмы становится здесь для Лунгина ключевой. Об этом в картине говорится на всех уровнях – от самого внешнего до самого глубинного. На внешнем уровне работает символика: активно застраивающийся город, в котором ряды новостроек тонут в горах строительного мусора и грязи – напоминание о стагнации, жизни, в которой понятия комфорта и счастья давно стали просто фикциями. На то же намекает и имя города: вроде бы и назвали его в честь железной дороги, но где она, куда ведет, можно ли куда-то по ней уехать – вопросы без ответов; железка здесь – просто название.
В душах героев живет такая же необъяснимая тревога, граничащая с безразличием, оттого, что ответа на вопрос, кем и как жить дальше, найти не удается. Виктор и Леха – во многом противоположности, и борются с бесчувствием они по-разному. Витя старается отстраниться, возвыситься над миром, в котором живет, с помощью поэзии. Философские размышления помогают ему забыть о тошнотворно близкой и реальной войне, через которую он прошел. Леха же – наоборот, выражает чувства ярко, не боится рисковать, надеется на удачу, стремится наполнить свое существование острыми эмоциями. Но итог у обоих друзей остается одним: разглядеть будущее все так же не удается, а жизнь после войны в Железнодорожном невозможна.
Лунгин говорит о войне в Луганске смело, но без надрыва. Она становится главной причиной потерянности главных героев, тем самым, от чего не излечиться ни поэзией, которая в фильме (на всех поэтических вечерах) выглядит как-то жалко и нелепо, ни бессмысленно жестокими петушиными боями, которые не смогут тронуть того, кто убивал людей. Важно, что у режиссера война полностью лишена политического подтекста. Она выступает лишь образом, который органично вписывается в главенствующую идею о времени и равнодушии: она одновременно и зло, которое отнимает время у человека, и самое страшное воплощение тотального безразличия, существующего в мире, ведь война – это то место, явление и действо, где обесценивается человеческая жизнь.
В этой атмосфере безвременья и тотального равнодушия никого уже не удивит тот факт, что душевно травмированные, искалеченные мужчины устраиваются работать инкассаторами – теми самыми людьми, которые воплощают собой надежность и уверенность. Не кажется странным и сравнение войны с поэзией, ведь вдруг выясняется, что это силы с одинаковым действием, но разным результатом. Оба явления заставляют человека остро чувствовать жизнь, вот только одно из них – разрушение, а второе – творчество. Именно поэтому Виктор и не может излечиться с помощью поэзии: обнаружив это сходство, он понимает, что «нет разницы – быть солдатом или поэтом».
Это, по всей видимости, и хочет подчеркнуть режиссер: работая с такими полярными, на первый взгляд, понятиями, в итоге он сливает их воедино, так, что это и не кажется чем-то удивительным. В итоге Лунгину удается на своем уровне решить одну из сложнейших задач искусства – показать в одном произведении одновременные противоречивость и универсальность мира. В «Большой поэзии» отсутствует мораль или авторская позиция, но есть то, что почти не поддается описанию, то, что обычно удается только почувствовать. Александр Лунгин снял фильм-эмоцию, фильм-впечатление, при этом не вдаваясь в абстракции. Именно такой подход делает эту картину особенной и важной – настолько важной, что, возможно, более значимого кино в уходящем году зритель уже не увидит.