Барри Левинсон – голливудский режиссер с заслуженной мировой известностью. Как кинематографиста, его интересовали самые разные темы – в том числе и околокриминальная. Мария Михайлова рассказывает о картине «Багси», посвященной жизни знаменитого американского гангстера.
Действительно, Багси в американской истории – фигура культовая. Это человек, которого принято считать создателем Лас-Вегаса как игровой Мекки. Именно Багси (который, впрочем, это прозвище не любил) открыл первый игорный бизнес в этом городе и раскрутил его до общенациональной известности. Разумеется, его биография сама по себе – отличный повод для экранизации, чем Барри Левинсон и воспользовался. Но что позволило фильму собрать целый букет наград, а в их числе целых два «Оскара»?
В целом картину можно отнести к классической гангстерской драме. Режиссер использует все необходимые атрибуты данного жанра, тем более что сам Багси, судя по всему, действительно был классическим представителем этого изящного бандитского класса. Накал страстей, азартные игры, перестрелки и непременная, играющая ключевое значение любовная линия – по своей структуре «Багси» настолько классический фильм, что в нем сложно найти какую-либо новизну и уникальность. Это настолько каноничный представитель своего жанра, что с точки зрения сюжета даже может разочаровать – исключая особых любителей и фанатов. Впрочем, у Барри Левинсона лучше всего складываются отношения именно с классическим подходом без лишних экспериментов (как пример – выверенный, но шедевральный «Человек дождя»). Биографию Багси он подал без особенной идейности, но красиво – как с драматической, так и визуальной точки зрения.
Уоррен Битти, исполнивший главную роль, отлично изображает гангстера Багси – холеного, изящного, обаятельного в своей предприимчивости гангстера. Аннет Беннинг составляет ему безупречную пару в качестве роковой возлюбленной Вирджинии Хилл. История отношений двух главных героев – главная сюжетная доминанта в картине, поэтому добротная актерская игра превращает незамысловатое, на первый взгляд, повествование в чувственную и местами трогательную историю любви. Но антураж, окружающий персонажей оказывается в «Багси» даже важнее и значимее – как бывает, когда подача становится важнее сути. И именно за эту подачу фильм и удостоился высших наград: картина получила Оскары за костюмы и работу художника. За музыку в «Багси» отвечал настоящий профессионал в области криминального кино: Эннио Морриконе («Хороший, плохой, злой», «Однажды на диком Западе», «Омерзительная восьмерка»).
«Золотой глобус» за лучшую драму получен тоже заслуженно – история знаменитого гангстера, который поднял игровую индустрию в Америке и стал своеобразным «полу-бандитом, полу-героем» подана без лишней крови и черноты, почти благородно. Левинсону удалось передать главное – романтику американского бандитизма, которую, при всей криминальности, не стыдно воспевать. Герои у него тоже получились фактурными, даже несмотря на некоторую банальность. Впрочем, вряд ли «Багси» смог достичь уровня «Бонни и Клайда» или безупречного антуража «Крестного отца» — но он создал на основе биографии реального человека красивый, легкий и очень гладко снятый фильм, который оставляет приятное послевкусие даже у того, кто подобный жанр не ценит.