11 апреля в кинотеатре «Мираж Синема Озерки» состоялась зрительская премьера фильма «Зоськина заправка» с Зоей Бербер, Александром Самойленко, Никандром Кирьяновым и Вольфгангом Черни в главных ролях. Только не подумайте, что у нашего издания какой-то договор с «Миражом» об упоминании в каждой публикации, просто как-то так вышло, что это единственная площадка в городе, которая проводит более-менее значимые мероприятия. Александр Николаенко посетил премьеру, чтобы понять, каков он – русский триллер о сильной, но одинокой женщине.
Ночь, пустырь, заправка. Продавщица средних лет Зося (уменьшительное от Зоя) просит у начальника прибавки к зарплате, а тот советует подворовывать из кассы или оказывать некоторые услуги дальнобойщикам. Конечно, Зося никогда на такое не согласится, её путь к счастью будет проложен по-честному. Однако всё меняется, когда в павильон заправки вваливается подстреленный инкассатор. Кто он? Герой, жертва или человек из далекого прошлого? Далее разворачивается драма, которая неплохо смотрелась бы на сцене, но была превращена в простенький экранный триллер.
Жанрово «Зоськина заправка» – это исключительно криминальная история. Борьба разворачивается за крупную сумму денег, на сцене – продажные полицейские и безжалостные головорезы, есть коротенькие сцены перестрелок и поножовщины, но за всем этим скрывается животрепещущая тема – счастье в современной России. Уже в первой четверти фильма становится понятно, насколько сильно героиня жаждет этого самого счастья (особенно в эпизоде, когда она застывает, разглядывая эротическую рекламу). Возможно ли в стране со средней зарплатой 40 тысяч, в стране, где распадается 73% браков (данные на 2021 год), где естественная убыль населения 200 000 человек в год (несмотря на, так называемое, присоединение новых территорий и бесконтрольный поток мигрантов из Средней Азии, данные взяты за 2022 год) – оставаться счастливой?
Естественно, никаких политических целей авторы фильма не преследовали, возможно, они даже не загадывали такой результат, чтобы история одной конкретной заправщицы стала зеркалом всей страны, и именно от этого возникает некоторый диссонанс. Заявленная проблема глобальна, из неё можно было бы сделать драму, доводящую до слёз, но вместо этого получился кровавый водевиль с пошловатыми шуточками и ситкомовским подходом к драматургии. Благо финал выдержан в серьезных тонах, и Зоська, летящая на легковушке в неизвестность, становится ярким символом того, что счастья в этой стране хрен дождёшься.