Одна из самых добрых сказок Хаяо Миядзаки выходит на больших экранах. 22 февраля Russian World Vision выпускают в прокат «Рыбку Поньо на утесе» — историю про детство, веру и ответственность. Мария Михайлова рассказывает, чем ей запомнился мультфильм, в котором нет ни одного злодея.
Действие начинается в морских глубинах, чистых и нетронутых человеком. Любопытная рыбка покидает своих многочисленных сестер и сбегает от отца – ученого-колдуна Фудзимото. Ей интересно узнать, как выглядит мир по ту сторону океана, и почти сразу рыбка попадает в беду, столкнувшись с горами мусора близ побережья. Пятилетний мальчик Соске спасает ее и нарекает Поньо. И совсем скоро узнает, что Поньо способна на волшебство – она превращается из рыбки в девочку. Сила магии Поньо способна разрушить весь мир, и двое детей должны справиться с последствиями превращения, доказать силу дружбы и взять на себя совсем не детскую ответственность.
Первая же идея, которая считывается зрителем, так характерна для Миядзаки, что почти стала его визитной карточкой. Это, конечно, проблема экологии. Если в других произведениях режиссера эта тема проявляется слегка исподволь – через конфликт прогресса и природы, милитаризацию и даже некоторый стимпанк – то в «Рыбке Поньо» она подается в лоб, так, чтобы понял даже маленький ребенок. Смертельная угроза от мусора – объяснение доступнее некуда.
Вообще, этот мультфильм – одна из самых «детских» работ Миядзаки. «Рыбка Поньо» сделана доступно и бесхитростно: в ней много исключительно визуального (и почти тактильного – так умеет только этот аниматор), веселого, непринужденного и светлого. Но этот подход не делает картину менее насыщенной смыслами. Тема экологии достаточно быстро уступает внимание другим темам. Например, заботы и доверия. Ведь, несмотря на то, что рыбка чуть не погибла от мусора, созданного людьми, она все равно мечтает стать человеком. Эта доброта и принятие человеческой природы, пусть не всегда полезной миру, стали еще одним важным шагом Миядзаки против «черно-белой» банальщины. Ведь было бы так просто свести все к мысли: люди плохие, животные хорошие, и вообще, берегите природу – мать вашу.
К слову, в мультфильме вообще нет главного злодея и хоть какого-нибудь четкого антагониста. Этот факт не делает сюжет скучным благодаря иному принципу: он строится на сложно проработанных героях, которые допускают ошибки, но действуют исходя из своих понятий о добре (вполне понятных и жизненных). Так, вначале кажется, что центральным «злодеем» становится отец Поньо, подводный маг-исследователь. Но и этот мотив изящно меняется, портрет дорисовывают – и на экране уже не безумный ученый и тиран, а тревожный отец, пытающийся защитить ребенка от сложностей внешнего мира. А его трогательный вздох «ну почему она хочет так быстро повзрослеть?» окончательно превращает Фудзимото в персонажа, которому сопереживает зритель, особенно родитель. Так детский мультик превращается в семейный с помощью яркого героя, а не шуток с подтекстами.
Благодаря Фудзимото, а также финальным приключениям главных героев, «Рыбка Поньо» раскрывает третий смысловой пласт – возможно, самый глубокий и взрослый. Это вопрос ответственности и свободы, в котором так сложно удержать хрупкое равновесие. С одной стороны, Поньо для Соске как Роза для Маленького принца: он в ответе за того, кого приручил. С другой стороны стоит та самая отцовская забота Фудзимото, который не может отпустить ребенка в свободное плавание. Тонкая грань между поддержкой и контролем, заботой и гиперопекой – то, что Миядзаки рисует особенно трогательно. И, как обычно, не дает прямого ответа, потому что доверяет зрителю и надеется, что они сами найдут его. Опираясь на свое понимание любви, конечно.