Реальная история о мужестве и человеческом достоинстве – таков слоган к фильму Дэвида Линча про циркового уродца. Однако, стоит разобраться о чьём мужестве и достоинстве идёт речь. Если рассмотреть общую картину фильма, то положительных персонажей можно посчитать по пальцам. Нет и смысла говорить о достоинстве пьяницы, использующего безобразие человека-слона в корыстных целях, чтобы зарабатывать деньги на зрелищах. Он, конечно, фантазёр – придумать историю про джунгли и то, как слоны затоптали беременную женщину, но далеко не мирный посол. Смысла также нет и говорить о достоинстве матери человека-слона. Впрочем, она даже не появлялась в кадре, противная женщина, решившая оставить на произвол судьбы своё чадо. Можно подумать о достоинстве и мужестве доктора, который нашёл в себе силы взять под крыло несчастного человека. Но сделал ли он это из жалости или из-за жажды славы в научном мире? А все эти люди из высшего света, которые так мило обращались с человеком-слоном и дарили ему подарки – все притворщики, желающие купаться в лучах софитов, а далеко не волонтёры красного креста. Что же касается самого человека-слона? Достойно ли разрешать потакать собой, как каким-то животным в цирке? Мужественно ли прятаться от всех, скрывать свою грамотность, бояться показать, что ты есть человек?!
О каком тогда достоинстве и о каком мужестве можно говорить? Да, это реальная история, но снята она не для того, чтобы разглагольствовать о лучших человеческих качествах, а с точностью наоборот: в который раз показать, что люди – это отвратные существа, много говорящие, мало делающие. Воздать бы им пенделей.
Если вы считаете, что Линч – псих-сюрреалист и снимает только непонятный высокоинтеллектуальный трэш, то эта лента немного разбавит ваши мысли. В картине нет ничего психоделического, разве только грим наложенный на Джона Херта. Но и назвать психоделичным то, что было в реальности не совсем правильно.