Компания «Про:Взгляд» организовала предновогодний кинопоказ картины «Крик. Ночь перед Рождеством». Этот немудреный слэшер призван создать новогоднее настроение, пощекотать нервы и дать зрителю несколько забавных отсылок. Мария Михайлова рассказывает, почему реализация этой идеи кажется удачной только под пиво и пиццу.
Название фильма в оригинале (It`s a Wonderful Knife) отсылает к другой традиционно рождественской картине It`s a Wonderful Life Френка Капры. Главный герой у Капры – хороший, но отчаявшийся человек, который хочет покончить с собой. Его переубеждает ангел-хранитель: он показывает, каким ужасным без мужчины станет мир вокруг. С этим жизнеутверждающим мотивом «Крик» имеет мало общего, кроме идеи, что нужно ценить имеющееся.
Главной героиней этого фильма становится Винни – типичная девчонка-подросток с размытыми чертами характера, на фоне которого резко выделяется разве что недовольство жизнью. Ее окружение тоже максимально клишировано: холодные родители, избравшие брата Винни любимчиком, чудные тетки, красавчик-парень, который ей изменил, а еще девочка-изгой – та самая темная лошадка из типичных подростковых фильмов. Словом, перед зрителем складывается узнаваемая картинка, которая может вызвать теплое чувство комфорта, а может раздражать. Именно поэтому фильм стоит смотреть именно так, как его представил «Про:Взгляд» — без расслабляющего угощения и выпивки за сюжетом было бы трудно следить еще с первых минут.
События, тем временем, начинают развиваться по принципу стандартных легких слэшеров: из ниоткуда появляется маньяк в маске и начинает методично резать бедолаг-подростков. Противостоять ему может, конечно, только главная героиня. Винни уничтожает убийцу, но гордость постепенно вымещает тоска, ведь ее жизнь не стала лучше. Лучшая подруга мертва, парень застукан с другой, а родители все еще любят брата сильнее. В сердцах девушка загадывает желание, и ее переносит в альтернативную вселенную, где маньяк на свободе, жители зомбированы, в городе установлена диктатура, и только странная девчонка Чудила верит Винни.
Повествование разбавляет неплохой грубоватый юмор, например, шутка про трусы Кристины Агилеры. Кровавость – удовлетворительная, того самого сорта, который удерживает внимание, но не вызывает отвращения. Поэтому хохотать над происходящим можно без стыда и страха, чего обычно и ждут от таких слэшеров. Каждое действие героев угадывается за 3 шага, и кажется, что так и продлится до конца фильма… и вдруг кино странным образом вырывается из привычного паттерна в нечто абсурдное. В тот момент, когда зритель уже не ожидает подвоха и снисходительно наблюдает за происходящим, убийцей вдруг оказывается не тот, кого ждешь. А затем на экране появляются зомби и сектанты, происходят ритуальные убийства и прослеживаются нотки сатиры на культ потребления.
И здесь опять крайне важным становится стиль восприятия фильма. Сюжет постепенно выходит за рамки критического мышления, и если смотреть картину вдумчиво, то анализ убьет удовольствие от происходящего. Но если расслабиться и смотреть «Крик. Ночь перед Рождеством» исключительно как предсказуемое кино-аттракцион, то можно получить большое удовольствие от того, как рамки привычной канвы раздвигаются, впуская абсурд и баловство с сюжетом. И тогда уже не важно, как раскрыты характеры (почти никак) и в каком темпе идет повествование (а оно скачет и перепрыгивает с одной сцены на другую, как бы боясь не уложиться в хронометраж).
«Крик. Ночь перед Рождеством» сложно оценивать хотя бы потому, что непонятно – а с какой стороны его изучать? Если смотреть на фильм как на художественное произведение, то он сделан из рук вон плохо. Драматургия страдает, актеры переигрывают, избитость темы перемежается с нелепыми попытками сделать из веселого триллера что-то глубокомысленное. Картину не назвать качественной даже по меркам жанрового кино, потому что она не вписывается ни в одну из логически оправданных категорий. Но если посмотреть на этот фильм как на способ скоротать вечер без критического мышления, то неуместная оригинальность картины становится забавной. К тому же, здесь есть, над чем посмеяться, да и неожиданные повороты сюжета почему-то выглядят лучше, чем есть на самом деле. В конце концов, это же Рождество – это ли не повод порадоваться тому, что мы имеем? Ведь именно к этому и склоняет зрителя It`s a Wonderful Knife.