КИНО-ПАНК

Зима, весна, лето, осень и снова зима Елизаветы: «Корсаж»

Беспрецедентный случай для монархии – императрица шалит! 20 октября кинопрокатная компания Russian World Vision выпустила немецко-австрийскую драму «Корсаж», посвященную одному – 1878 году – из жизни Елизаветы Баварской. Александр Николаенко рассказывает, что это была за женщина и как так получилось, что фильм о ней можно внести в список главных осенних премьер.

Родилась в семье герцога, в шестнадцать была выдана замуж, к тридцати уже воспитывала троих детей – обыкновенная судьба обыкновенной августейшей особы. Императрицу австрийскую Елизавету называли первой красавицей, окружали вниманием, фотографировали, рисовали и даже снимали на кинокамеры (во всяком случае, так показано в фильме), а она тяготилась светом, дымила табаком и шалила с героином, который, кстати когда-то не был запрещён.

Кадр из фильма «Корсаж»

Кадр из фильма «Корсаж»

«Корсаж» – самый сдержанный и самый спокойный фильм о несвободной женщине, утопающей в роскоши. Нетрудно догадаться, что название отсылает не только к передавленной талии, но и к стиснутой в рамках придворного этикета метущейся душе. Трагедия Елизаветы усугубляется тем, что её не понимает не только муж, как-то даже по-деловому увлекающийся любовницей, но и дети. Старший сын просит мать поменьше общаться с преподавателем верховой езды, потому что языки поговаривают о романе, десятилетняя дочь просто признаётся, что ей неудобно появляться на людях вместе с мамой.

Кадр из фильма «Корсаж»

Кадр из фильма «Корсаж»

Чувствуя внутреннюю силу, императрица пытается вмешаться в государственные дела, например, объяснить мужу, что аннексия куска соседнего государства – отвратительное международное преступление, которое несёт только гибель мирного населения и наступающих солдат, но кто станет слушать женщину (в этом абзаце речь идёт о войне Австрии с Боснией и Герцеговиной летом 1878 года).

Кадр из фильма «Корсаж»

Кадр из фильма «Корсаж»

Она находит отраду в регулярном посещении госпиталей и лечебниц для душевнобольных, потому что их обитателей не интересует притворство. Кажется, что она с гораздо большей нежностью смотрит на полураздетую сумасшедшую, прикованную к кровати, или на одноногого солдатика в засаленной пижаме, чем на собственного мужа, на секундочку – императора, правда с накладными бакенбардами.

Кадр из фильма «Корсаж»

Кадр из фильма «Корсаж»

Весь фильм построен вокруг Елизаветы Баварской. Она – главная героиня в каждой сцене, все остальные – второй план. Эта простая и прямолинейная история была бы безупречна, если бы авторы уделили немного больше внимания визуальной составляющей. Костюмы роскошны, интерьерные съёмки – тоже, но почему натурные кадры, набранные на фоне настоящих дворцов Габсбургов, не отреставрированы графикой? На 23 минуте фильма Елизавета приезжает к сестре в красивый, но облупленный особняк, на 85 минуте она возвращается в свою летнюю резиденцию – с отбитой облицовочной плиткой. Так эти здания выглядят сегодня, потому что они превращены в музеи, а 150 лет назад они регулярно ремонтировались и смотрелись эталонно. Для настолько живой и современной истории о роли женщины в жизни государства недопустим музейный запах, однако, если отбросить крохотное занудство, фильм замечателен.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018