Тусклый свет настольной лампы, горячий какао, шерстяной плед, пожелтевшие страницы сборника романов Агаты Кристи. «Убийство в «Восточном экспрессе»», «Десять негритят», «Кошка среди голубей» и еще тысяча произведений о похождениях Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Бывшая медсестра, фармацевт и специалист по отравам как будто специально ограничила свое творчество старыми особняками, загородными садами и драками за наследство. Но разве это не чудесно, когда волевая натура придумывает сложные задачи и с успехом решает их на глазах удивленных читателей?
Послевоенный «Скрюченный домишко» — один из многочисленных триумфов Агаты. Убийца не монашка, не водитель и даже не дворецкий. Интересна логика кинокомпании, согласившейся экранизировать историю, финал которой известен большинству поклонников жанра, но стоит отвесить поклон – проект реализован достойно. Скромные, но изящные декорации 1940-х, качественные костюмы, резкие переключения планов и слегка приглушенная цветовая гамма визуально обрамляют картину жемчужной рамочкой.
Экспозиционная часть фильма настолько обыкновенна, что даже неприлично её пересказывать, но формат призывает нарушить правила хорошего тона. Частная территория, огромный дом, большая семья. Убит старейший в роде Леонидисов. Кто-то подменил внутривенное лекарство глазными каплями. Приезжает сыщик. Начинается знакомство с персонажами: старшая внучка, младшая внучка, старший сын с женой, младший сын с женой, няня, свирепая тетка, молодая вдова (счастливая жертва неравного брака), домашний учитель, хромоногий внук, заковылявший по грязной рок-н-ролльной дороге. Кто-то из них убийца.
Классическая фраза для подобного кино: «Скрытые истины искать бессмысленно». Этот детектив прямолинеен, как шпала. Никто не скажет фразы, отвлекающей от расследования, никто не исчезнет в глубине мизансцены. Не очень известные актеры шаг за шагом преодолевают страницы романа, привнося в скупой англосаксонский слог Агаты некоторый шарм. В особенности красива сцена неумелого танца под Allegro Non Troppo Петра Ильича. Она не уступает по зрелищности эпизоду из кубриковского «Барри Линдона», когда наряженный под дворянина Барри выпархивает на балкон вслед за возлюбленной.
Неожиданным образом в фильме использована музыка. Мелодии звучат на фоне диалогов и шумовых эффектов, совершенно нереально разобрать, что играет и кем оно написано. Но этому вопросу посвящен отдельный материал. Внезапно в один из интригующих моментов на первый план вырывается композиция Мики Ливай из «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера. Зачем? Может быть французский постановщик Жиль Паке-Бреннер своеобразно снял шляпу перед соседом по проливу, но точный ответ стоит ждать в ближайших интервью.
Категория зрителей, которым не стыдно посоветовать «Скрюченный домишко» достаточно обширна: не читавшие или забывшие книгу, уставшие от блокбастеров, не догадавшиеся, что случилось с Тельмой и Луизой, не знавшие, что у кротов гемофилия. Агата Кристи умела впечатлять, а кинематографисты сумели повторить!