КИНО-ПАНК

It’s the End of the World as We Know It: «Погибель»

Картина «Погибель» вышла на Netflix еще в конце февраля, но по-настоящему актуальной становится именно сейчас. Что нового можно увидеть в очередном триллере про выживание, рассказывает Мария Михайлова.

Антуан одержим искусством выживания. Его важнейшее в жизни хобби – продумывать и готовиться к возможному апокалипсису. Вместе с женой и маленькой дочерью он ставит собственные рекорды по тому, как быстро собрать все необходимые вещи и спешно покинуть дом в случае, если случится какая-то беда. Антуан с увлечением смотрит обучающие видео Алена – специалиста по выживанию, который много лет как окопался в лесу и устроил там целую автономную базу. Однажды Антуан решает сам поехать туда вместе с несколькими такими же энтузиастами – учиться у гуру Алена искусству выживания. Там они начинают тренировки, которые идут хорошо – до первого несчастного случая на базе, который становится катализатором всех дальнейших событий. Именно с того момента «Погибель» превращается в триллер.

Кадр из фильма «Погибель»

Кадр из фильма «Погибель»

В фильме доводом для таких добровольных тренировок становятся причины, куда более далекие от реальности, нежели нынешняя угроза пандемии: климатические изменения, усиление миграционных процессов, внезапное разрушение экономики и голод. Сделано это неспроста: так создатели картины фокусируют внимание зрителя на том, что герои, по сути, занимаются не изучением полезных навыков, а провоцируют у самих себя и друг у друга паранойю. Фильм далеко не сразу открывает смотрящему свою жанровую суть – для начала он хочет показать, как меняется психика человека, который постоянно живет в состоянии боевой готовности. Очень показательна беседа героев, которую возглавляет тренер Ален: он заявляет, что рад, что нашел таких же людей, как он, потому что именно они, по его мнению, и являются образцами «сознательных граждан». Это сделано для того, чтобы ввести зрителя в замешательство и заблуждение: постепенно ему начинает казаться, что то, чем занимаются герои в лагере – вполне осознанно, оправданно и даже полезно. И только в момент, когда кажется, что все герои фильма стали по-настоящему сплочены и дружны, случается происшествие, которое показывает, насколько, на самом деле, наивно это предположение. Герои начинают теперь уже настоящую борьбу за выживание, а их параноидальные наклонности не позволяют им адекватно оценить обстановку и сплотиться.

Кадр из фильма «Погибель»

Кадр из фильма «Погибель»

Фильм очень четко показывает разницу между гуманностью и животным желанием человека выжить. Он стремится обнажить бесполезность любой подготовки к возможному апокалипсису, подчеркивая: человек не сможет постоять сам за себя, если он будет один. Именно поэтому так часто в картине звучат вопросы: бросить другого или спасти, объединиться или не доверять, постараться привлечь на свою сторону или уничтожить. Итог, к которому подводит зрителя триллер, очевиден – выживут самые гуманные, смелые и разумные. В отличие от многих подобных фильмов, которые пропагандируют поговорку «человек человеку волк», «Погибель» напротив, смотрит на такую философию как на деградацию общества и сознания. Несмотря на то, что кино получилось напряженным, пугающим и довольно кровавым, его легко смотреть, потому что режиссер старался говорить со зрителем о ценности милосердия, а не о неизбежной жестокости.

Из всех последних картин, вышедших на Netflix, которые так или иначе отсылают к сложившейся непростой ситуации в мире, «Погибель» получилась, пожалуй, самой жизнеутверждающей. Конечно, только в рамках жанра – все же семейным кино его точно не назовешь. Тем не менее, для тех, кому нравится смотреть умное кино с гуманным посылом, но напряженным и кровавым содержанием, «Погибель» станет приятным сюрпризом, завернутым в оболочку красивой канадской природы.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018