Кино-панк

Демон 1937 года: «Дибук»

Сейчас фильмы о демонах и прочей нечисти – явление настолько популярное, что даже надоедающее. Но заглянуть в прошлое и посмотреть, с чего все начиналось всегда интересно. Мария Михайлова рассказывает об одной из первых «демонических» картин – «Дибук».

«Дибук» был снят в Польше в 1937 году. Само слово «диббук» (в русском языке принято написание с двумя б) в иудаизме означает злого духа, который способен вселяться в людей. Учитывая то, что фильм целиком сосредоточен на еврейской культуре и религии, можно считать удачей, что он сохранился до наших дней. И это как минимум один значимый повод его посмотреть.

Кадр из фильма «Дибук»

Кадр из фильма «Дибук»

Конечно, эту картину нельзя считать полноценным хоррором, поскольку тогда сам этот жанр только зарождался. От фильма можно ожидать скорее мрачной и изредка напряженной атмосферы. Но, к чести «Дибука» нужно сказать, что его создатели и не пытались сделать ужастик: они сфокусировались именно на драматической и смысловой составляющих. Фильм снят по пьесе Семена Акимовича Анского, который был не только писателем, но и этнографом: поэтому его так интересовала еврейская культура и мифология. Работа с первоисточником в картине проведена очень тщательно и дотошно – режиссер, по всей видимости, в первую очередь хотел проявить свое уважение к Анскому и его исследованиям, которые отразились в пьесе. Поэтому «Дибук» так же изобилует описаниями бытовых особенностей и религиозных обрядов в еврейских общинах. Много здесь и теологических высказываний и рассуждений – эти вопросы интересовали как писателя, так и режиссера намного больше, чем хоррор-элементы. Даже сам Диббук появляется в фильме ближе к концу – в остальное время атмосфера даже не нагнетается.

Кадр из фильма «Дибук»

Кадр из фильма «Дибук»

Завязка сюжета довольно проста – это классическая интерпретация истории о Ромео и Джульетте. Молодой человек влюбляется в девушку, но ее вдруг выдают замуж за другого. Но когда в действие вступают те самые еврейские мотивы, которые так интересовали Анского, фильм становится намного интереснее. Герой не может пережить своей потери, поэтому решает пойти на самые крайние меры. Он кончает жизнь самоубийством, но перед этим продает свою душу дьяволу. Это позволяет неупокоенному духу юноши переродиться в того самого диббука. Вернувшись в мир в новом облике, он вселяется в тело своей возлюбленной – так, по его мысли, они должны воссоединиться, пусть даже таким ужасным способом. Так, картина становится уникальной именно за счет внедрения еврейской мифологии.

Кадр из фильма «Дибук»

Кадр из фильма «Дибук»

Фильм вряд ли можно оценивать с точки зрения съемки или игры актеров. Это – классический черно-белый фильм, который к тому же не пытался фокусироваться на актерской игре или даже использовать элементы вроде внезапных сюжетных поворотов. Но, в сочетании с драматическими элементами, такими, как история любви главных героев, «Дибук» приобретает весьма необычную смысловую окраску. Он сложно входит в рамки какого-либо жанра, и в этом – его главное достоинство. Картину нужно смотреть лишь тем, кто готов много думать вместе с героями фильма, рассуждать на такие непростые темы, как религия, философия, общество. Но если у «Дибука» найдется такой зритель, значит, его старания – точно не напрасны.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018