КИНО-ПАНК

Геббельсовские приёмчики: «Эксперимент 2: Волна»

Фильмы о реальных психологических экспериментах можно отнести к отдельной категории кино: они одновременно и документально точны, и художественно наглядны. Мария Михайлова рассказывает об одном из представителей этого поджанра: картине «Эксперимент 2: Волна».

В российском прокате фильм окрестили весьма неудачно. В оригинале картина носит просто название «Волна» (Die Welle), а зачем-то добавленная приставка «Эксперимент 2» как будто намекает на то, что это нечто вроде сиквела. На самом же деле фильм «Эксперимент» не имеет никакого отношения к «Волне». Фильмы сняты в Германии, но разными режиссерами. Оба посвящены социально-психологическим экспериментам, но совершенно разным и не имеющим ни сюжетной, ни даже тематической связи. Поэтому «Волну» необходимо воспринимать как работу полностью самостоятельную и законченную, без каких-либо дополнительных кино-отсылок.

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

В основе событий картины лежит реальный эксперимент под названием «Третья волна», проведенный американским учителем истории в 1967 году. В течение недели преподаватель работал с классом, рассказывая им о преимуществах автократии и постепенно все больше завладевая их интересом и умом. С помощью нехитрых манипуляций, которые, в том числе, активно использовались идеологами Третьего Рейха, всего за неделю учителю удалось создать настоящую группировку, которая не сомневалась в его лидерстве и в силе собственной общности. Участники «Волны» за несколько дней так крепко уверовали в собственную исключительность и силу, что были шокированы, когда эксперимент вдруг прекратился – они были полностью вовлечены в процесс, который сначала казался им игрой, а потом превратился для них в сильнейшую идею. Учителя удивляло, что даже взрослые, в том числе и директор школы, не заметили даже самые очевидные проявления фашистских установок, которые были заложены в головы учеников. Под влияние преподавателя не попали только самые умные и способные ученики с высоко развитым критическим мышлением – но, если бы учитель добровольно не прекратил эксперимент, таких одиночек никто бы не заметил, а «Волна» вполне могла бы вылиться в реальное молодежное политическое движение.

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Фильм почти дословно повторяет события реального эксперимента, вплоть до дней, но все же с несколькими изменениями. Режиссер Деннис Ганзель переносит место действия в Германию, чем еще больше усиливает ассоциативную связь с идеологией Третьего Рейха. Вероятно, что для Ганзеля, как для немца, этот эксперимент вообще имел особенно сильное значение – такая ментальная особенность, как «немецкий стыд», до сих пор свойственна даже молодым жителям Германии. Потому, возможно, режиссер так безжалостно и прямо намекает на вину собственного народа. Видимо, по этой же причине в картине утрированно показаны некоторые моменты – они не нарушают логику и реализм повествования, но эмоционально усиливают фильм. К ним можно отнести и сцены с вандализмом (когда участники «Волны» рисуют символ движения на каждой стене и лепят наклейки на каждый дорожный знак), и демонстрацию маниакальной одержимости идеей, которая охватила некоторых учеников (концовка эксперимента в фильме получилась намного жестче, чем в реальности). Эти художественные усиления помогают лучше понять психологию как всей группы, так и отдельных ее участников. Так, самыми упорными и идейными участниками «Волны» становятся ученики с социальными проблемами – тихий странноватый парень, которого никто не принимал всерьез и не брал в компанию, или стеснительная полная девочка, у которой не получается наладить контакт с противоположным полом. Кто-то вступает в «Волну» из-за социальных привилегий – чтобы получить защиту, доступ в некоторые места (такие как скейт-площадка, которую участники движения «оккупировали» за пару дней). Кто-то действует просто за компанию, чтобы получить хорошую оценку за курс – и потому не бунтует, из равнодушия или страха. Интересно раскрыт в фильме и сам педагог – в отличие от своего прототипа, он и сам в какой-то момент поддается гордыне лидера и начинает чувствовать себя не просто учителем истории, а человеком, способным управлять массами, вести за собой людей и менять мир силой своего убеждения и харизмой.

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

Кадр из фильма «Эксперимент 2: Волна»

В картине есть моменты, которые критически настроенному и внимательному зрителю могут показаться недостаточно мотивированными. Кого-то может удивить, что ученики слишком уж быстро поддаются на простейшие манипуляции, такие, как «управление дисциплиной»: приучению к ровной посадке, коротким и ясным ответам, синхронизации коллектива с помощью марша и других совместных действий. Возможно, здесь режиссеру и в самом деле стоило чуть приблизить объектив и рассмотреть особенности влияния на массы еще подробнее. Но, если обратиться к реальному эксперименту, становится понятно, что фильм не замалчивает детали и фактически копирует все техники, которые использовал американский учитель. Здесь и кроется парадоксальная, шокирующая правда эксперимента «Третьей волны» – человек действительно склонен поддаваться на самые очевидные психологические удочки, его не учат ни история, ни литература, ни даже семейное воспитание. Фильм «Эксперимент 2: Волна» несет в себе простую, но поразительно актуальную в любое время истину – от любой пропаганды и манипуляций человека способны спасти только критическое мышление, которое он постоянно должен развивать, и смелость не следовать за движением, если оно по объективным причинам кажется ему неверным. Картина оказывает на зрителя отрезвляющий эффект и заставляет его думать – и это один из важнейших признаков умного кино.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018