Кино-панк

«Божественная любовь»: христианство XXI века – лицемерная поп-культура

Религий много, они разные и почти все имеют что-то общее. Но если все прошлое тысячелетие основной проблемой был конфликт тех или иных верований, то сейчас ситуация изменилась, стала глубже.

Изменилось отношение к вере как таковой. Часть государств постепенно отказывается от религии – население перестает ходить в церковь, соблюдать обряды, все больше людей становятся атеистами. Некоторые страны, наоборот, стремятся вернуть, сохранить и усилить степень значимости веры для граждан. Теперь больше распространены конфликты верующих и атеистов. Тем опаснее становится говорить о вере – особенно в массовой культуре. Габриэл Маскару, таким образом, решился на рискованный ход и выпустил фильм для широкой аудитории — «Божественная любовь», в котором ключевой темой стали рассуждения о Боге.

Фрагмент из фильма «Божественная любовь»

Фрагмент из фильма «Божественная любовь»

В центре сюжета – набожная женщина Джоанна, которая посвящает свою жизнь тому, чтобы сохранять и уберегать семьи от распада. Для этого она использует свою работу в юридической фирме, искренне надеясь на то, что бюрократия может быть милосердной, а любые уставы должны реализовываться в пользу людей. У нее есть муж Данило, с которым она очень хочет завести ребенка, но многие годы любые попытки безуспешны. Данило работает в сфере ритуальных услуг и каждый день изготавливает венки для усопших. Герои живут в Бразилии недалекого будущего, в которой влияние религии сильно, как никогда раньше. Во славу Иисуса устраивают ночные вечеринки, а исповедаться можно, не выходя из машины, просто заехав на специальную станцию, напоминающую автомойку. Джоанна и Данило поддерживают окружающий их порядок и даже являются членами группы «Божественная любовь» — места, где пары укрепляют и спасают свои отношения, основываясь на религиозных текстах и эротических практиках.

Фильм получился непростым для понимания, поскольку охватывает тему религии и веры во всех доступных аспектах – как во внешних, так и личных, интимных. Поэтому удобнее разбираться в нем, двигаясь по направлению от общего к частному, от социальных установок до личных переживаний.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Бразилия показана в фильме как страна, в которой религия стала частью современной поп-культуры, причем наиболее значительной, чем любое другое культурно-социальное движение. Государство взяло курс на увеличение рождаемости, пропагандирует семейные ценности и выбрало для этого один из наиболее эффективных путей – сделало это модным и доступным каждому. Религиозные фестивали и вечеринки, практичные способы для общения с Богом прямо на дорогах – все это лишено пафоса и надменности, которые так часто отпугивают молодых людей, и без того не понимающих, зачем нужна вера, когда есть наука, которая решает большинство проблем. Бразилия Маскару доказывает им, что религия – это весело, полезно, удобно и создает благоприятную эмоциональную обстановку (что действительно актуально, если учесть рост числа ментальных расстройств по всему миру). Государство, созданное режиссером, не так уж и далеко от реальности – современная Бразилия действительно берет курс на традиционные ценности, в чем религиозность населения может серьезно помочь. Но целью Габриэла Маскару было создание антиутопичного общества, которое превратило внутренний, интимный процесс в культурную нишу, которая больше похожа на набор ритуалов, именно внешних, а не внутренних. Вечеринка в ночном клубе, слоган которой «Мы любим Бога» основана на любви человека к веселью и отдыху, а значит максимум может вызывать у него транс, но не осознанное медитативное состояние, в котором он общается с Богом наедине. Психолого-эротические практики в клубе «Божественная любовь» основаны, на самом деле, на базовых психологических упражнениях на доверие и на эротических переживаниях (например, обмен партнерами), которые усиливают влечение супругов друг к другу, но реальная связь с верой здесь минимальна. Неестественность, приземленность мира, основанного, на первый взгляд, на религии, подчеркивается визуальными элементами. Все, что связано с «божественным», окрашено в неоновые, психотропные цвета, все подсвечивается и создает эффект ночного клуба или секс-шопа – максимально материального мира инстинктов и простых эмоций.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Такова реальность, окружающая героев фильма. Но личное восприятие веры всегда индивидуально, и об этом режиссер тоже хочет поговорить со зрителем. Оба супруга верят в Бога одинаково сильно – но по-своему. Данило больше вписывается в рамки, поставленные миром. Он работает в сфере ритуальных услуг, что подчеркивает его чисто номинальную пользу для общества. Данило делает венки, а по сути – просто помогает выполнить ритуал погребения. Он искренне верит в свое дело и любит его, но обряд, по мнению Маскару, является таким же поверхностным проявлением веры, как и все остальное, что продвигает религиозная поп-культура Бразилии. Джоанна чувствует эту фальшь, но никогда не жалуется мужу. Лишь один раз она попросила принять его душ, чтобы смыть запах цветов, который душит ее, на что Данило отвечает ей отказом.

Фрагмент из фильма «Божественная любовь»

Фрагмент из фильма «Божественная любовь»

Джоанна в данном случае не противостоит миру, в котором живет, напрямую, потому что все же является его частью и уважает религиозные традиции. Но она смутно ощущает, что верует по-другому, не так, как следует, возможно даже «слишком сильно» (что на самом деле просто означает, что она верует по-настоящему, а не поверхностно). Джоанна стремится реально помогать людям, в чем ее, как ни странно, никто не поддерживает, хотя христианская вера изначально основана на помощи ближнему. Она стремится изменить бюрократическую систему в пользу людям, что у нее удается не всегда и порождает в ней сомнения и депрессивное состояние. По ходу фильма раскрываются подробности религиозного общества в Бразилии и выясняется, что худшее преступление в этой стране – даже не неверие в Бога, а выход за рамки строго определенных ритуалов. Дети, рожденные вне брака, не могут получить документы и растут сиротами, пропуск в «Божественную любовь» только в паре (даже когда Джоанна отчаянно нуждалась в помощи), а в том факте, что женщина беременеет и понимает, что у ребенка нет биологического отца, окружающие видят не божественное чудо, а банальную измену. Экзальтированность верующих в Бразилии никак не касается самой веры, и поэтому с мира быстро слетает налет лицемерия, за которым есть только ритуалы и правила, утерявшие смысл, во имя которого были созданы.

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Кадр из фильма «Божественная любовь»

Несмотря на то, что персонажи и мир выдуманы и гипертрофированы, режиссер демонстрирует очень важную и вполне реальную зависимость от ритуалов в обществе. Большинство верующих не веруют, они просто ходят в церковь, исповедуются и покупают венки на похороны. Религия – свод правил, подразумевающих осознанное к ним отношение, вдумчивое и имеющее под собой внутреннюю связь с Богом. Вера, по мысли Маскару, идет изнутри, а не снаружи, и потому это тяжелый труд, с которым не каждый справится. И если бы вера действительно всегда шла от души, а не навязывалась, возможно, опасных сект, преступлений на религиозной почве и терроризма вовсе бы не существовало.

Габриэл Маскару создал сложный фильм на важную тему и рассмотрел ее со всех сторон, которые смог показать. То, что такое кино попало в широкий прокат, а не осталось в узких кругах кинолюбителей – знак и хороший повод поговорить с публикой о вере без постмодернистской иронии или религиозного пафоса. Разобраться в картине непросто, но будет серьезным шагом вперед, если хотя бы каждый десятый зритель захочет это сделать.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018