КИНО-ПАНК

Волей-неволей защищать Родину: «ДМБ»

Этот материал должен был выйти 24 февраля, но запланированную публикацию пришлось отзывать, потому что в этот день рецензия на комедию о российской армии была немыслима. Сегодня мы возвращаем текст на сайт. Мария Михайлова рассказывает о картине «ДМБ», которая вышла в 2000 году, но за почти четверть века не потеряла ни грамма своей актуальности.

Вообще, это произведение логичнее называть не фильмом, а сборником афоризмов. У тех, кому довелось служить, он создает атмосферу ностальгии по бесконечным байкам от сослуживцев и командования. Для тех, кто не служил – становится наглядным пособием по армейскому укладу, философии, правилам этой жесткой и временами абсурдной системы.

Кадр из фильма «ДМБ»

Кадр из фильма «ДМБ»

Какой-либо визуальной художественной ценности в «ДМБ» искать не нужно – лучше сразу обратить внимание на гениальную работу сценариста. Для того, чтобы собрать в одном фильме такое количество метких высказываний, шуток, анекдотов и жизненных мудростей, нужно обладать большим талантом рассказчика и сатирика. Сюжет не играет здесь какой-то значимой роли. Четыре истории, показанные в картине, служат экспозицией для описания жизненного уклада, рутины и правил армейского мира.

Здесь высмеиваются бюрократия и повсеместное пьянство, идиотизм от скуки, чинопочитательство, дедовщина и еще множество пороков, которыми страдают люди, которым волей-неволей нужно защищать Родину от врага – пусть даже пока невидимого. Много внимания уделено и стереотипным особенностям каждого типа войск: «сухопутный» генерал играет с «духом» в русскую рулетку, «морской» звереет и бегает за свиньей с кортиком, а «воздушный» делится своими любопытными видениями, возникающими после потребления авиационного топлива.

Кадр из фильма «ДМБ»

Кадр из фильма «ДМБ»

Актерская игра работает в том же комедийном ключе, подчеркивая абсурд и какую-то детскую, наивную прямоту и серьезность. Все в кадре выглядят настолько флегматичными, что возникает ощущение, что все герои действуют строго «на автомате». И это еще раз вяжется с той самой идеей системности, которой пронизана структура российской армии. Впрочем, сама интонация, с которой все произносят свои реплики (а большая часть из них – гениально емкая, меткая и смешная), превращает просто фильм в потрясающую сатиру. Причем, как ни странно, добрую: здесь нет места каким-то острым социальным мотивам и недовольству.

Несмотря на относительно небольшой хронометраж картины, до зрителя успевают донести главное – армия является совершенно особым миром, как бы другой страной со своими законами. Поэтому ни один человек, которому удалось побывать либо поработать в военной структуре, не сможет смотреть на жизнь прежними глазами.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018