12 июня в российский прокат вышел новый фильм Педро Альмодовара «Боль и слава», в котором Антонио Бандерас сыграл, безусловно, свою лучшую роль. «Кино-Панк» рассказывает об этой пронзительной, наполненной любовью и страстью драме.
69-летний Педро Альмодовар – первый постановщик современной Испании. Он эмоционален, дерзок, чувствителен и неординарен. Не скрывая своих нетрадиционных взглядов на любовь, он уже более тридцати лет с экранов травит истории о жизни гомосексуалов, трансвеститов и проституток. «Боль и слава» — не исключение. Любимый актер Альмодовара Антонио Бандерас играет кинорежиссера, предпочитающего мужчин, переживающего творческий кризис.
Фильм соткан из трех параллельных реальностей. Настоящей жизни режиссера, воспоминаний о матери и рассказа о юности. Режиссер страдает болями в спине и мигренью, часто давится пищей. Его отношения с партнерами постепенно сходят на нет, а новые идеи замирают в черновых вариантах. Он ищет спасения, восстанавливая старые связи, прокручивая в голове события прошлого, оказавшие влияние на его формирование, как творца и личности.
— В 16 лет меня отдали в католическую школу; священники сделали из меня совершенного невежду!
«Боль и слава» — фильм-завещание, фильм-исповедь. Кажется, что испанец открывает душу, меланхолично заявляя: «В моем детстве экраном кинотеатра служила белая стена, на которую мочились с обратной стороны» или «До тридцати мое тело меня не беспокоило, потом начались боли, я узнал, что такое седалищный нерв». Но Альмодовар не настолько прост, чтобы напрямую экранизировать автобиографию. Он создает художественные образы, через которые демонстрирует свой подход к искусству, говорит о своих чувствах.
Тема гомосексуальности раскрыта максимально корректно. Единственная острая сцена, поцелуй бородатых мужчин, один из которых Антонио Бандерас, не получает продолжения. А протянутое через весь фильм воспоминание о первом сексуальном желании преподнесено настолько просто и человечно, что замена в кадре каменщика Эдуардо на жгучую испанскую красавицу не прибавила бы фильму ни одного достоинства.
— Сальвадор, ты никогда не был хорошим сыном!
— Но почему?
— Ты бросил меня в деревне!
— В Мадриде у меня началась та жизнь, которую ты бы не смогла понять.
Возвращаясь от возвышенных материй Альмодовара к приземленному графику кинопроката, надо признать, что «Боль и слава» единственный фильм, заслуживающий внимания, среди всех премьер 12 июня. Честности, открытости, художественности лишены и «Люди в чёрном», и «Донбасс. Окраина», и остальные подделки. К тому же, Антонио Бандерас, исполняющий ранимого и философствующего художника, — явление исключительное, удивляющие и вдохновляющее на любовь к независимому кино.