Даже странно, что тогда, в августе 2016 года, мы сходили в кино на «Отряд самоубийц», но пропустили отличный триллер «Не дыши». Александр Николаенко наконец-то познакомился с фильмом (а также с его продолжением, которое идёт в прокате) и рассказывает, чем ему так понравилась эта история.
Чем проще сюжет, тем величественнее трагедия. В центре сюжета «Не дыши» противостояние старого ослепшего спецназовца и трёх малолетних преступников, позарившихся на схороненные дедом $300 тысяч. Спецназовец получил деньги в качестве компенсации за сбитую автомобилем дочь, молодым людям баксы нужны, чтобы сбежать из заржавевшего Детройта. Удивительное дело, но в таком элементарном жанре, как хоррор-триллер, уругвайский режиссёр Федерико Альварес сумел столкнуть интересы только отрицательных персонажей.
С ламповых 1980-х сложилась традиция выстраивать ужастики на противостоянии добра и зла. Отвратительный Джейсон и невинные студенты, обожжённый Фреди и прилежные школьники, злой дух и добродушная семейная парочка экстрасенсов (франшиза «Заклятье»). Практически в 100% случаев на подобных сеансах зритель улавливает психологическую установку «болеть за хороших». Завязка «Ни дыши» ломает привычную картину, кто лучше, отморозки, решившие ограбить слепого, или слепой, не гнушающийся убийством?
Героев фильма объединяет не только «отрицательность», но необузданное желание переиграть систему. Ветеран сам изобретает систему правосудия, сам находит способ вырастить и воспитать нового наследника (ведь ни один орган опеки не позволит слепому и одинокому взять ребенка). Подростки мыслят проще, им нужно сбежать от неблагополучных родителей. Только у одного из банды состоятельный отец, но, вероятно, до взаимопонимания в семье далеко.
Украшение фильма – экшн. Сцены полны жестокости, персонажи неоднократно балансируют на грани, рукопашные бои сменяются перестрелками, режим «стелс» – сумасшедшими погонями по лабиринтам старого дома. «Не дыши» – отличный аттракцион, вписывающийся в рамки проходного кино, но удивляющий новаторством.