В кинотеатрах – легкий остроумный фильм Оливье Ассайяса «Двойная жизнь». «Кино-Панк» разобрался, о чем это кино: оказалось, не только о любви.
Аллен – вполне успешный предприниматель среднего уровня, владеет книжным издательством. У него есть друг Леонард – писатель, который вот уже много лет публикует у Аллена свои романы, основанные, главным образом, на опыте собственных отношений с женщинами. Аллен не хочет печатать новый роман своего друга, считая его «топтанием на месте». Вместе с этим издатель размышляет над тем, чтобы перевести свой бизнес в цифровой формат и начать издавать электронные книги вместо бумажных. Но это лишь публичный пласт проблем. Почти все герои фильма скрывают свои измены, кто-то — многолетние, кто-то – минутные увлечения. И каждый из персонажей стремится обрести равновесие, не запутаться в собственной «двойной жизни».
Фильм – образцово постмодернистский и при этом типично французский. В нем очень много диалогов, рассуждений о прошлом и будущем, измен явных и скрытых, и все это – под бокал вина и вкусную еду в барах, ресторанах, на домашних посиделках. При этом в «Двойную жизнь» Оливье Ассайяс заложил несколько смысловых пластов, которые не утяжеляют фильм, но делают его интереснее для изучения.
Название картины, как и она сама – не только о любовных отношениях. Но если в фильме именно они скрываются героями тщательнее всего, то для зрителя именно эта параллель с «Двойной жизнью» кажется наиболее очевидной. На данном смысловом пласте остановится самая невнимательная аудитория – и тогда она будет наслаждаться приятным и немного странным французским кино, в котором парижане-гедонисты пьют, едят и любят друг друга, даже не пытаясь оградить себя от соблазнов и следовать нормам социальной жизни. На этом пласте можно не вслушиваться в диалоги: будет достаточно красивой картинки и общей атмосферы, в которой решаются проблемы щекотливые, но приятные. И, несмотря на поверхностность этой темы, режиссер делает ее цепляющей благодаря тому, что вкладывает в нее очень много любви к французскому образу жизни. Поэтому при всей своей кажущейся банальности данный пласт дает зрителю удовольствие, а не разочарование.
Но если все-таки вслушиваться в неспешные, почти ленивые, но очень объемные диалоги героев, можно нащупать другой смысловой уровень. Фильм почти целиком посвящен разговорам на тему актуальности печатной литературы. За предмет споров литература взята не просто так: книги являются хранилищем человеческих знаний и опыта (особенно это заметно по автобиографическим романам Леонарда). И форма хранения и передачи человеческих знаний меняются, а значит, в какой-то мере переосмысливается весь накопленный цивилизацией опыт. Обсуждается актуальная для начала нового тысячелетия тема: насколько доступной должна быть информация (потому что цифровые книги – это прежде всего доступность), помогает ли нам интернет, потому что распространяет информацию или же вредит, потому что лишает материалы, попавшие в него, авторских прав. И сейчас все человечество старается жить «двойной жизнью» — развивать прогресс, но сохранять традиции, что становится делать все сложнее.
Но за общемировой актуальностью картины находится еще один смысловой пласт, который сосредоточен на внутреннем мире героев. Все персонажи фильма переживают внутренний конфликт и живут «Двойной жизнью». Аллен в разговорах с разными людьми то защищает прогресс, то встает на сторону печатных книг, пытаясь разобраться, что ему ближе. Его жена не может найти компромисс, снимаясь в известном, но неинтересном ей сериале ради славы и денег. Леонард не хочет быть «открытой книгой», но сам пишет прозрачные автобиографические романы, потому что не может по-другому. Его жена защищает своего клиента – депутата Давида, но сама все больше разочаровывается в нем. Все герои фильма не могут найти равновесие, их бросает из стороны в сторону, и они пытаются скрыть свою неуверенность. Но чем больше убежденности в их словах, тем сильнее становится их внутренний дисбаланс. И в этом, похоже, их самая большая ошибка – ведь для того, чтобы найти гармонию, нужно остановиться где-то посередине, сбалансировать чаши весов.
Вот такой получилась «Двойная жизнь» — легкий, но умный, разноуровневый фильм. Его нельзя назвать обязательным к просмотру, но, если у зрителя есть желание порассуждать о современности и отношениях человека с самим собой, он может доставить себе удовольствие, сделав это вместе с Ассайясом.