КИНО-ПАНК

Довели меня, проклятые, ей богу, довели: «Невеста мертвеца»

В основном конкурсе Московского кинофестиваля участвует драма румынского режиссёра Корнела Георгице «Невеста мертвеца». В портфолио Георгице четыре полнометражных фильма, но это первый, который добрался до России. Александр Николаенко рассказывает, почему «Невесту» стоило бы посмотреть.

Молодые французские документалисты отправляются в румынскую деревню, чтобы сделать фильм о местных обрядах. Для цельного повествования им нужно отснять триптих – крещение, свадьбу и похороны. Проводником, помощником и, можно сказать, продюсером к французам подряжается местный предприниматель. Крещение и свадьбу они снимают без видимых накладок, а вот с похоронами возникает сложность – умирать в деревне никто не собирается. Тогда предприниматель организует фейковые похороны, несмотря на предупреждение, что это дурной знак, а на роль мертвеца и вдовы заставляет согласиться собственных детей.

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

На пресс-конференции после фильма Корнел Георгице рассказал, что кино основано на реальном случае, когда по просьбе съёмочной группы румынского телеканала были проведены игровые похороны, а после некоторые участники церемонии решили проигнорировать требование священника очиститься от греха и, таким образом, накликали беду. История, честно говоря, жутковатая, жутковатым вышел и фильм, но ещё большее впечатление остаётся от того, что Георгице визуально сделал картину близко к документальной. Подвижная камера, естественные цвета, местные жители в роли самих себя, даже главная героиня не актриса, а студентка с кафедры режиссуры. «Невеста мертвеца» в чем-то похожа, а в чем-то кажется полной противоположностью нашумевшего «Солнцестояния» Ари Астера. С одной стороны пугающие вещи происходят также при дневном свете, с другой – никаких вымышленных маргиналов, только натуралистичное изображение окраин Европы.

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

С большой любовью показаны национальные обряды. Конечно, все они кинематографически подтянуты для большего блеска и лоска, например, костюмы медведей выглядят так, словно их сшивала команда кутюрье, а не сельская мастерица, но это детали. Любовная линия максимально незатейлива. Французский оператор полюбил глухую румынскую девочку и обещал увезти её в большой город, а она была не дурой и не верила проходимцу.

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

Кадр из фильма «Невеста мертвеца»

«Невеста мертвеца» такое кино, которое хочется видеть на фестивалях. Оно нескучное, неглупое, интригующее, а если где-то и срывается в длинноты, то все они художественно обоснованы. Всё-таки европейская киношкола – это серьезный уровень, и хочется верить, что изоляционные настроения сменятся добрым партнерством и обменом опыта.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018