КИНО-ПАНК

Ленинград и Сергей Донатович: «Довлатов»

Есть мнение, что все российские режиссеры, отправляющиеся на фестивали, стараются снимать прозападное кино. Такой была критика в сторону Звягинцева, когда он представил на «Оскар» Левиафана, те же слова звучат в адрес Германа младшего. «Довлатов» — это не столько кино о жизни знаменитого писателя, сколько о советской эпохе. Фильм отрывисто биографичен, наполнен колкими фразами о тоталитарном строе и размышлениями о творчестве под гнетом милиции.

Обратили бы жюри внимание на российское кино, если бы в нем не было осуждения советской цензуры? Возможно, да. Сергей Довлатов — один из немногих отечественных писателей, кто широко известен за границей. И жизнь его была такой, что отсутствие критики советов было бы ложью.

«Довлатов» знакомит зрителя с двумя главными героями: Ленинградом и писателем Сергеем Донатовичем. Постепенно первый начинает затмевать второго. Приспешник сатиры растворяется среди множества художников, музыкантов, оставляя на сетчатке лишь черное пятно от пальто. Оплошность режиссера? Нет, в таком сценарном ходе кроется сам замысел довлатовских рассказов. Так, одна сцена показывает, как уже в миллионный раз непризнанный деятель пытается оправдать свое творчество за счёт фразы: «А что если рассказчик это маленький человек, который просто проходил мимо и приметил некое забавное событие?». В итоге, он и оказывается этим самым маленьким человечком. По большей части он молчит. За него говорит Ленинград. Говорят улицы, заводские рабочие, а также «алкоголики и шантрапа», которые собираются на квартирах и в кафе в поисках друзей по перу или по холсту.

Герман младший едва ли задавался целью снять политический фильм, однако не избежал этого. Когда Сергей Довлатов прибыл в США, то его рассказы быстро напечатали в знаменитом издании «Нью-Йоркер». На что мгновенно отреагировал Курт Воннегут. Он написал Довлатову: «Я родился в этой стране, бесстрашно служил ей во время войны, но так и не сумел продать ни одного своего рассказа в этот журнал. А теперь приезжаете вы, и бах! Ваш рассказ сразу же печатают. Что-то странное творится, доложу я вам… «. Герман младший в свою очередь отправил фильм на фестиваль «Берлинале», и бах! Получил приз за выдающиеся художественные достижения.

В России по-прежнему любят рассказы теперь уже признанного писателя. Любят за их простоту, за краткость. Диалоги Германа также немногословны, но, увы, порой слишком наиграны. Пример, беседы с Бродским, хоть это и компенсируется некоторыми юморесками и экранизациями историй из «Чемодана».

«Довлатов» будет приятен зрителю, и его, наверняка, впоследствии купят теле-каналы, но в нём слишком много от режиссера, и слишком мало от писателя.

 

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018