Хочется начать материал на позитивной ноте. Мультфильм Уолта Диснея, снятый по книжке Хелен Аберсон, заканчивался местью гадкого слоненка всем обидчикам и открытием нового цирка, в котором Дамбо и его человеческий друг были уже не работягами, а генеральными директорами. Следовательно, ключевая мысль, которую попытался донести Уолт Дисней, — истинное счастье в деньгах и славе. Тим Бёртон взглянул на историю с более праведного ракурса – его фильм утверждает, что истинное счастье в свободе. Точно, как в песне: «Для меня счастье – свобода, для тебя – Disney Land».
Играют в фильме Бёртона исключительно мастера. Старая и стареющая гвардия: Колин Фаррелл, Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Ева Грин. В эпизодической роли немецкого торговца животными появляется даже Ларс Айдингер, известный в Европе по триллеру «Персональный покупатель», а в России по роли Николая II в «Матильде».
Так чем же плох дорогущий фильм именитого режиссера со звездным актерским составом? Графикой. Отвратительной, режущей глаза, мельтешащей графикой. Все животные нарисованы, все декорации нарисованы, лица и костюмы дорисованы, а рука Колина Фаррелла (по сюжету он вернулся с фронта с культяпкой) наоборот замазана. В этом феерическом искусственном мире нет даже крохотного намека на то, что в режиссерском кресле сидит Тим Бёртон, некогда боровшийся за уникальность каждого кадра.
Сюжет «Дамбо» скомкан. Слоненок еще не разобрался в своих способностях, а уже начинается финальная сцена – с погонями, драками и взрывами. На экране все горит, а зритель пытается сложить мозаику, кто куда бежит и кто что собирается сделать. Вероятно, сюжетная сумятица возникла исключительно по голливудским причинам: драматург сочинил историю, потом наняли второго, который все отредактировал, затем третьего, и он снова внес коррективы, а потом режиссер со своим видением еще что подрезал или добавил, и получилось странно и неординарно.
После просмотра «Дамбо» остается ощущение обмана. Ничего нового не сказано, удивительного не показано и даже минимального интереса к происходящему в фильме не возникло. Остались мутные пятна перед уставшими и покрасневшими от назойливых эффектов глазами. Подобная работа – это не уровень признанного мастера, это результат труда рядового клепальщика прокаток.
Послесловие: пока готовился этот материал, в редакцию пришло письмо о выходе французского семейного фильма «Миа и белый лев», в котором вместе с актерами работали настоящие африканские звери. Режиссер Жиль де Мэтр снимал картину три года, чтобы семейство львов привыкло к актрисе и пустило её в прайд. Насколько интересны и очаровательны настоящие звери, настолько же отвратительны резиновые и нарисованные.