Кино-панк

Полные бесцензурные версии материалов читайте в нашем Telegram (@kipunk)

Идеальная дебютная работа: «Двое»

Еще в 2018 году режиссер Тимофей Жалнин, до этого работавший с коротким метром, выпустил свою первую большую картину «Двое» — но только сейчас фильм добрался до кинотеатров. Мария Михайлова рассказывает, почему дебютное полнометражное высказывание Жалнина получилось важным и действительно нужным зрителю.

Андрей и Надя – пара, которая стоит на пороге расставания. Андрей хочет уйти к другой женщине и бросить девушку, Надя хочет удержать любимого и избавиться от невыносимого давления отца-тирана. Она уговаривает Андрея взять ее в поход, отчаянно надеясь спасти свои отношения. Но у природы планы намного серьезней – сибирская тайга становится для героев и проверкой духа и стойкости, и путем к самим себе.

Кадр из фильма «Двое»

Кадр из фильма «Двое»

Локация, где происходит действие фильма, неслучайна и выбрана не только ради картинки или подчеркнутой экстремальности туризма, на который пошли Андрей и Надя. Для Жалнина эти края в прямом смысле родные и душевно понятные. Это становится ясно уже по тому, с каким вниманием были подобраны места для съемок: в кадр попадают только очень характерные, выразительные локации. И густой лес, и горы, полные воздуха, и реки с чистейшим, но опасным течением создают не просто место и не просто историю про поход – они формируют облик третьего главного героя фильма, самой тайги. Важно и хорошо, что Жалнину удалось передать именно эту идею – природа выступает не фоном для выяснения отношений или самокопания, а напрямую участвует, руководит и направляет героев туда, где им нужно находиться. Все, что происходит с Андреем и Надей, подчинено одному глобальному природному замыслу – им не удается отдалиться друг от друга, потому что в одиночку они не выживут, но и приблизиться друг к другу без серьезных испытаний на прочность у них не получится. Именно подход, в котором стихия, сама тайга, меняет людей, а не наоборот, и делает картину идейно свежей, призывающей зрителя думать, а не просто смотреть ее.

Кадр из фильма «Двое»

Кадр из фильма «Двое»

Небанально прописаны и сами персонажи. Раскрываясь по ходу фильма, они обнаруживают в себе черты друг друга и становятся взаимными противоположностями. Надя – мягкая, светлая девушка, наивная и простая, вдруг открывает свой стержень, свою волю и силу. Ее задача – научиться понимать свои желания, отделять их от желаний другого человека и научиться настаивать на своих решениях, как зрелая личность, а не капризный ребенок. Андрей же наоборот, привыкший прятать все под маской силы и невозмутимости, пробуждает в себе способность чувствовать, быть мягким, слабым и иногда беспомощным человеком, который нуждается в помощи. Такой обмен ролями – своеобразный эксперимент, который Жалнин проводит в попытках понять, где заканчиваются привычные гендерные роли, которые отыгрывают люди в социуме, и где начинаются настоящие, объемные личности. Даже отец-тиран не выглядит в фильме однозначным, плоским злодеем: скорее всего, и он поневоле отыгрывает роль большого руководителя, который стремится держать под контролем все — даже то, что не нуждается в надзоре и охране.

Кадр из фильма «Двое»

Кадр из фильма «Двое»

Вывод, к которому подводит зрителя Тимофей Жалнин, по духу напоминает что-то из восточной философии. Он помогает обратить внимание на что-то большее, чем отношения человек-общество, понять, что любая личность находится под невидимым, но очень важным влиянием чего-то большего, чем она сама. Режиссер рассматривает два мира и сравнивает их – мир, который был построен самим человеком, и стихию, которая подчиняется природе. Благодаря этому сравнению в картине можно увидеть и третий пласт, не менее важный для Жалнина, чем история об отношениях. Режиссер поместил в свою работу заметный выпад в сторону экологической темы. Действительно, некоторые зоны сибирской тайги, особенно близкие к родному городу Жалнина Новокузнецку, изрыты карьерами – их число растет, ущерб природе не восполняется, заброшенные рудники плохо консервируют. В фильме молчаливое противостояние компании, занимающейся добычей, и природы играет роль не только эко-призыва, но и становится дополнительной, очень яркой и красноречивой метафорой: то, что создают люди, может отдалять их от самого важного, что у них есть.

Кадр из фильма «Двое»

Кадр из фильма «Двое»

Картина «Двое» получилась, пожалуй, идеальной дебютной работой. Она разговаривает с аудиторией о важных вещах с помощью свежих и сильных образов, но при этом мастерство режиссера, который работал с короткометражным кино, позволяет избежать «сырого» исполнения, которого ожидаемо боишься, покупая билет на дебютные фильмы. Но самое важное – тема, на которую хотел поговорить Жалнин, одинаково важна как лично для него, так и для всей съемочной команды, в которой тоже было много дебютантов. И потому эта сильная и искренняя картина действительно может высказаться так, что ее услышит зритель. Услышит и, возможно, чуть больше прислушается к самому себе.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018