Состоялась премьера скандально-ожидаемого фильма «Тайна печати дракона». Это фэнтези, снятое объединенными киностудиями России и Китая, стремилось стать мощным, ярким кино и захватить высоты, доступные Голливуду. О том, что получилось в итоге, рассказывает «Кино-Панк».
Для создателей фильма важной задачей было (по их же словам на премьерном показе), как и всегда, поднять российское фэнтези-кино до уровня западного. В этом, пожалуй, заключается первая и основная ошибка. Попытка сделать что-либо, «как у…» неизбежно приводит к пародированию, копированию, поиску «ключей успеха», вместо вдумчивой работы над самим фильмом и его содержимым.
Так же вышло и с «Тайной печати дракона». Составляющими успеха должны были стать: звезды мировой величины (Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер), высочайшего класса компьютерная графика, много юмора, ну и, конечно, захватывающий сюжет. Что не так со всеми этими пунктами?
У Чана и Шварценеггера в фильме случается такой дружеский междусобойчик. Их герои не являются главными действующими лицами, их появление просто должно придать картине лоск высококачественной работы. Оба они находятся в тюрьме Тауэр, которая для главных лиц является лишь отправной точкой сюжета. Но герои Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера остаются в этой тюрьме до самого конца, почти по-братски дерутся и не оказывают никакого влияния на дальнейшие события. Получается ситуация, в которой зритель ждет какого-то развития событий, выхода хотя бы одной звезды на поле главного сюжета, но в конце только ощущает себя обманутым. Возникают даже предположения, что появление этих героев необходимо было лишь для того, чтобы сделать привлекательный трейлер к фильму – в нем Чан и Шварценеггер выступают чуть ли не главными персонажами.
Над компьютерной графикой трудились много и заметно, что на это были потрачены серьезные средства. Но на выходе зритель видит мешанину в духе «все и сразу». Обилие ярких цветов, мигающих огней, слоумо и прочих эффектов мешают сосредоточиться и получить удовольствие от просмотра. В данном случае фильму только страдает от нагромождения визуальных «добавок», потому что их попытались сделать главной фишкой кино. На первом месте по значимости для создателей точно был визуал, а не сюжет.
А вот сюжет стал, пожалуй, основным провалом картины. Тематически фильм должен был стать продолжением кино «Вий»: главный персонаж – тот же английский исследователь-картограф, о его прежних приключениях кратко упоминается в начале сюжета. Однако, судя по дальнейшему развитию событий, создатели фильма хотели сделать его максимально обособленным, независимым, чтобы он не считался частью франшизы, а подходил для просмотра любым зрителем, который мог даже и не видеть предыдущей части. Но самая большая проблема сюжета как раз кроется именно в этой попытке привязать историю к предыдущей части, но сделать ее отдельной и полноценной. В картине участвуют уже не две страны, как в «Вие», а целых три – Англия, Россия и Китай. Это три государства с совершенно непохожими культурами, обычаями. В каждой из них фигурируют совершенно разные герои, но почти все они (кроме Джеки Чана и Арнольда Шварценеггера) под конец оказываются в Китае, где совместно борются со злом. В итоге героев, отсылок, мотиваций становится так много, что съемочной команде совершенно не удаётся раскрыть хотя бы одного из персонажей. Получается какая-то идейная смесь, в которой одна женщина ищет возлюбленного, вторая жаждет справедливости, картограф изучает нравы других народов и разгадывает тайны, а три китайских брата-воина вдруг понимают, что присягнули на верность не принцессе, а колдунье. В довершение к этим и еще к десятку персонажей, чьи имена уже невозможно запомнить, прибавляется Петр Первый. Его история зачем-то искажена до полного абсурда. Он сбегает из тюрьмы Тауэр, куда был заточен англичанами (Почему? За что? Зачем нужен этот псевдоисторический пассаж в сторону англичан?). Он воюет в Китае, в то время как в Москве (почему не в Петербурге?) сидит его двойник (???), поставленный Александром Меньшиковым (которого играет Павел Воля, и зритель сразу вспоминает рекламу Кириешек). В итоге вместо сюжета аудитории достается кромешный ад из тысячи сюжетных линий и вдобавок обилия шуток, которые не могут насмешить даже пятилетнего. Режиссер картины упоминал о том, как сложно было сделать фильм с рейтингом 6+, не сделав его агрессивным или пошлым. Но даже если смотреть на такие ограничения, можно вспомнить юмор в «Гарри Поттере» и «Хоббите» — они просты, иногда глуповаты, но нравятся аудитории и детям. Но, к сожалению, в этой области опыт западных фильмов создатели решили не перенимать.
И, как последний пункт, который вызывает желание выйти из зрительного зала, не дожидаясь концовки, возникает вездесущая реклама соуса «Махеевъ». Она фигурирует на царском застолье, купцы везут бочки соуса «Махеевъ» продавать в Англию, а в сцене, в общем-то достаточно красивой, когда герой въезжает в Москву 18-го века, огромная, почти неоновая вывеска марки торчит на стене купеческого дома. После этого зритель поймет окончательно, что он пришел в кино не получить удовольствие, а потратить деньги – часть из которых, возможно, пойдет на следующий проект создателей «Тайны печати дракона» — «Путешествие в Индию». И лучше бы следующего проекта уже не было.