В российский прокат вышел лауреат каннского фестиваля «Дылда». «Кино-панк» рассмотрел сложное, но важное кино о том, есть ли жизнь после войны для тех, кто ее прошел.
Фильмов о жизни после войны далеко не так много, как тех, что рассказывают о жизни на войне. Снимать такие фильмы не менее трудно, а может, даже сложнее. Потому что в кино о войне можно, по крайней мере, уйти в героизм и пафос, и такие картины даже могут быть не вполне честными и качественными, но хотя бы с читаемой идеей: мы – народ-победитель. А что случилось после хэппи-энда? Очень немногие режиссеры осмеливаются заглянуть в послесловие.
Возможно, это стало ключевой причиной, почему «Дылда» взяла приз в Каннах в номинации «Особый взгляд». Кантемир Балагов задел тему, которую часто обходят стороной, но которая очень важна, потому что отвечает на вопрос: что стало с героями Великой Отечественной войны, когда все закончилось? И ответ намного сложнее, чем «пытаются жить дальше».
Главная героиня Ия, или просто Дылда – очень высокая застенчивая девушка с ослепительно белыми волосами и неловкой походкой. Она похожа на переросшего подростка. Во время войны она была зенитчицей и получила контузию. Периодически Ия теряет связь с внешним миром и тогда она просто стоит, не в силах пошевелиться. Из-за ее болезни погибает ребенок, которого ей передала ее фронтовая подруга Мария. Спустя время Маша приезжает к Дылде и им, несмотря на горе, бедность и полную растерянность, приходится жить дальше.
Маша и Дылда пытаются войти в русло мирной жизни, каждая по-своему. Но зритель видит, что и они сами, и люди вокруг них изменились настолько, что прежние правила уже не работают. Люди, пережившие войну, находятся в особенных отношениях со смертью и с рождением. Иногда Ия помогает больным тем, что вводит им смертельные инъекции по их же просьбе. Бесплодная Мария идет на самые подлые сделки, чтобы получить ребенка, закрыть им боль и память о погибшем сыне. Жизнь, которой живут девушки, ненормальна, но по-другому никому жить не удается.
Дылда пытается справиться со всем тихо и незаметно, но она заметна везде, как белая ворона. Она буквально не вмещается ни в тесную комнату в коммуналке, ни в забитый трамвай. Ия зависит от Марии, и не только потому, что не уберегла ее ребенка, но и потому, что неестественно сильно привязана к ней, как к единственному прошлому, что у нее есть. Это подчеркивается даже именем Дылды — Ия, которое является частью имени Мария.
Маша напротив, действует активно, старается наладить жизнь, получить все, чего так хотела. Но жизнь не дает ей ничего – ни ребенка, ни семьи, оставляет только фронтовую подругу, как память о войне. Мирная довоенная жизнь в лице родителей жениха Маши отталкивает ее от себя, дает понять, что она никогда не сможет перестать жить прошлым и никогда не залечит раны.
Фильм очень тихий. Все герои говорят как будто полушепотом, словно опасаясь, что война может вернуться. Они делают длинные паузы, потому что не умеют говорить легко и быстро. Музыкального сопровождения нет, потому что музыка передает чувства, а у героев фильма их совсем не осталось. От такого кино не оторвать глаз, хотя смотришь его с ужасом, а выйдя из кинозала, никак не можешь привыкнуть к тому, что целый мир травмированных войной людей остался позади.
«Дылду» смотреть тяжело и вряд ли захочется пересмотреть. Но это один из тех фильмов, которые нужно увидеть, чтобы навсегда запомнить — после войны человек уже никогда не сможет жить, как прежде, пустота и боль навсегда останутся с ним.