На свет вышла очередная картина скандально известной студии KD – «Эбигейл». Режиссером фильма стал Александр Богуславский. «Кино-Панк» объясняет, почему кино получилось неудачным и заезженным.
KD уже давно попал под прицел ютуб-критика Евгения Бэдкомедиана и даже завел с ним судебную тяжбу. Но, к сожалению, указанные ошибки студия не исправляет, продолжая создавать фильмы, которые не могут порадовать зрителя – разве что, самого безыскусного. «Эбигейл» стал еще одним подтверждением правилу – начиная от задумки и заканчивая реализацией.
Итак, что плохого в задумке? По сюжету девушка Эбигейл выросла и живет в городе-стране, огороженном стеной. Преграда сдерживает натиск враждебного внешнего мира, о котором никто ничего не знает. А в самом городе отчаянно борются с эпидемией – что за эпидемия и кому она вредит, тоже неизвестно. Сама Эбигейл еще в детстве потеряла отца – его забрали, как «зараженного». Однако девушка думает, что может и должна отыскать его любой ценой и начинает свое расследование. И вдруг границы тщательно охраняемого мира рушатся перед ней, и она узнает, что зараженные – люди, которые владеют магией, а правительство боится волшебников и стремится от них избавиться.
Мир, выстроенный в «Эбигейл» — классическая подростковая антиутопия, в которой мир «особенных» борется с властью, стремящейся уничтожить всех сильных и смелых персонажей, как потенциальную угрозу. Такие фильмы были очень популярны – чего стоит одна только армия фанатов «Голодных игр». Но только востребованность этого жанра падает, на ее место выходит другая мода (например, на ретро-стилистику), а «Эбигейл» выпускается только сейчас. Создателей фильма можно понять: они не конкурируют в прокате с голливудскими гигантами, в нише освободилось место. Вот только сама ниша всем наскучила, как и сказочные фильмы про волшебников. А от этой стилистики и отталкивалась команда «Эбигейла», и, как утверждает Богуславский, источником вдохновения стали фильмы про Гарри Поттера. Но нужен ли кому-то фильм, похожий на работы из этой франшизы? Даже некоторые фанаты серии заявляют, что «Фантастические твари» уже намного меньше нужны публике.
Еще одна проблема задумки – сама идея фильма. Эбигейл изначально задумана как исключительно положительный персонаж с внутренней травмой – потерей отца. Она идет к этой цели, параллельно помогая восстановить справедливость в волшебном мире. Но мотивация героини неясна – не может же она всерьез помогать поднять восстание для того, чтобы выполнить свою эгоистичную цель. Или может? В таком случае, чему это может научить ребенка? Возрастной ценз кино – 6+, но в фильме нет ни про добро (кроме самых шаблонных его проявлений), ни про отказ от своих целей ради исполнения общественных, ни про рост и развитие (ведь Эбигейл на протяжении фильма не меняется, она идет за своей мечтой, но не делает никаких выводов, кроме тех, что с единомышленниками прийти можно быстрее). Но, возможно, в фильме и есть хорошая, мудрая идея, которую зрителю просто не удастся увидеть, потому что реализация картины страдает еще больше, чем сам замысел.
Настораживает уже длительность картины – меньше двух часов (притом, что в это небольшое время успели поместить целых две заставки, в начале и конце – зачем?). Для того, чтобы уместить в такие рамки историю, она должна либо быстро рассказываться, либо быть с уже известной зрителю предысторией. Но в «Эбигейле» зрителю демонстрируют новый фэнтезийный мир, показывать и объяснять его правила жизни обязательно нужно – это и придает жанру фэнтези особенную привлекательность. Но на это нужно время – именно поэтому среди проектов с собственным придуманным миром практически нет картин-одиночек. И «Гарри Поттера», и «Голодные игры» уложили во франшизу, чтобы можно было уместить и сложную вселенную, и сам сюжет, не жертвуя ни информативностью, ни зрелищностью. В том же «Гарри Поттере» фильмы, конечно, всегда имеют законченную историю (конец – всегда окончание учебного года), но они не скупятся на длительность. А «Эбигейл» получился настолько скомканным и сумбурным, что зритель попросту ничего не понимает. Кто стоит над полицейскими, кто управляет государством? Есть ли другие города, что в итоге находится за стеной? Куда все так спешат, почему так много персонажей? Зрителю даже не удается запомнить имена всех. Отношения между героями развиваются так быстро, что выглядят неестественно, в них просто не веришь, им не начинаешь сопереживать. Эбигейл конфликтует с лидером восстания Бейлом, убегает, возвращается, большую часть времени эти персонажи просто воюют с властью или продумывают план действий – так откуда у них возникает дружба и романтика, если большую часть сюжета они продавливают свои интересы – Эбигейл говорит про отца, а Бейл про восстание? Почему с магом-наставником, который появляется в кадре несколько минут и в основном выглядит как комедийный персонаж, так долго и с такой грустью прощается главная героиня? Из-за того, что большую часть сюжета кадр наполнен действием и спецэффектами (и слоумо, который отнимает еще больше времени), диалогов героев хватает лишь на то, чтобы выкрикивать лозунги или высказывать эмоции. В таком сжатом пространстве им просто не раскрыться.
Отдельное удивление вызывает намеренная американизация. Имена искажены, но вот отца главной героини зовут Джонатан Фостер – совершенно нормальное англоязычное имя. Такие мелочи вызывают вопрос – это попытка задобрить зрителя, уважающего только голливудское кинопроизводство или, возможно, даже попытка показать – у нас такой антиутопии нет, такая ситуация более актуальна и возможна лишь в западном мире? Какой бы их этих вариантов ни оказался верным, он добавит лишь еще один минус к «Эбигейл».
Фильм все же можно похвалить за попытку поработать с визуальной частью. Но, увы, она вышла хоть и зрелищной, но не очень оригинальной. Город выглядит драматично, но слишком шаблонно, проявления магии смотрятся по-сказочному наивно, костюмы соответствуют общей стилистике, но из нее почему-то выбивается куртка Эбигейл, которая выглядит слишком современно и чисто для окружающего мира. Все эти недочеты портят впечатление даже о визуальной составляющей. Кажется, что создатели считали, что успех фильму приносит активное действие в кадре и впечатляющие эффекты. Но, к сожалению, любые технические «примочки» остаются лишь настройками, завершающими фильм, но не фундаментом, который несет на себе его стержень. Стержня у «Эбигейл» нет совсем – он разваливается на глазах.