КИНО-ПАНК

Не такие дети в испанском «Приюте»

Последние два года были богаты на кинопремьеры из Испании. Последним, сложным и на испанский манер безумным кино стала «Платформа». На волне такой активности Мария Михайлова вспоминает другой (но тоже непростой) фильм «Приют», вышедший в 2007 году.

Действие «Приюта» происходит в старинном поместье (собственно бывшем приюте), куда переезжает вместе с мужем и приемным сыном Симоном главная героиня. Для нее этот огромный дом – особенное место. Она сама провела в нем свое детство и теперь пытается свыкнуться с мыслью, что у нее, как и ее ребенка, здесь есть отдельные комнаты, а вокруг, вместо детских голосов, теперь царит тишина. Лаура хочет восстановить приют и заняться тем, в чем она действительно хорошо разбирается – помощью детям-сиротам. Но спустя какое-то время женщина понимает, что ее приемный сын ведет себя странно: общается с воображаемыми друзьями, которых становится все больше и больше, придумывает странные игры, рассказывает вещи, которые знала только Лаура. И вот однажды, поддавшись гневу, героиня наказывает сына, а потом вдруг обнаруживает, что он исчез. Женщина безуспешно ищет Симона и постепенно ей становится ясно, что дом, в котором она живет, населен призраками.

Кадр из фильма «Приют»

Кадр из фильма «Приют»

Несмотря на то, что картина заявлена в жанре ужасов и одной из первых выпадает в списке рекомендаций в этом направлении, главной зрительской ошибкой будет ждать от нее именно ужасов. Скримеров, монстров и убийств здесь не будет, призраки внушают скорее тревогу и грусть, нежели ужас, а общая атмосфера выглядит напряженной только местами. У создателей фильма явно не было цели превратить свою работу в эмоциональный аттракцион (чего обычно ожидают от жанра ужасов). Основная фишка картины кроется именно в ее атмосфере, красивом, неспешном развитии событий, в ответственном подходе к съемкам природы – создатели действительно потрудились над изящными ракурсами и фактурными локациями побережья Испании (скорее всего, северной). «Приют» больше напоминает классическую историю о доме с привидениями, которую приятно послушать вечером у камина и которая сбережет психику даже самого пугливого зрителя – он настроенческий, а не страшный. Впрочем, кому-то подобная манера повествования покажется скучной и даже затянутой – зависит от того, что именно каждый отдельный зритель понимает под ужастиком. Какой-то особенной идейной и сюжетной глубины же от картины ждать не стоит – вряд ли он заворожит интересным сюжетом или даст по-настоящему дельный повод порассуждать. Оттого «Приют» оставляет несколько двойственное впечатление и вопрос: как при такой аккуратно и тонко выполненной технической, визуальной части, картина не выходит на уровень действительно умного кино?

Кадр из фильма «Приют»

Кадр из фильма «Приют»

Окончательно понятен фильм становится, когда смотришь на имена его создателей. Картину снял испанский режиссер Хуан Антонио Байона – в большом кино на тот момент он только дебютировал. А вот продюсировал картину уже фактически легендарный Гильермо Дель Торо. Он – мастер именно жанра мрачной и красивой готической сказки, создатель «Багрового пика» и «Лабиринта Фавна». Но поскольку в «Приюте» Торо был лишь продюсером, результат получился хорош, но не гениален. Байона не ставил перед собой сложных задач, не стремился вложить в картину какую-то уникальность и новизну – возможно, на нем сказался страх дебютанта «перемудрить» с материалом. Но почерк Дель Торо в картине очевиден – атмосфера, музыка, выдержанные цвета и красивые символы (например, как Симон «прокладывает» своему другу-призраку дорогу к дому с помощью ракушек) позволяют отвлечься от сюжета и просто наблюдать за картинкой.

Стоит ли смотреть «Приют»? Зависит от личных зрительских приоритетов. Если на первом месте стоит смысловая составляющая и уникальность сюжета, то фильм покажется простым и даже скучноватым. Если же чувство эстетики для зрителя важнее, то картина станет отличным способом провести вечер и удовлетворить свою потребность в прекрасном.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018