Последние два года были богаты на кинопремьеры из Испании. Последним, сложным и на испанский манер безумным кино стала «Платформа». На волне такой активности Мария Михайлова вспоминает другой (но тоже непростой) фильм «Приют», вышедший в 2007 году.
Действие «Приюта» происходит в старинном поместье (собственно бывшем приюте), куда переезжает вместе с мужем и приемным сыном Симоном главная героиня. Для нее этот огромный дом – особенное место. Она сама провела в нем свое детство и теперь пытается свыкнуться с мыслью, что у нее, как и ее ребенка, здесь есть отдельные комнаты, а вокруг, вместо детских голосов, теперь царит тишина. Лаура хочет восстановить приют и заняться тем, в чем она действительно хорошо разбирается – помощью детям-сиротам. Но спустя какое-то время женщина понимает, что ее приемный сын ведет себя странно: общается с воображаемыми друзьями, которых становится все больше и больше, придумывает странные игры, рассказывает вещи, которые знала только Лаура. И вот однажды, поддавшись гневу, героиня наказывает сына, а потом вдруг обнаруживает, что он исчез. Женщина безуспешно ищет Симона и постепенно ей становится ясно, что дом, в котором она живет, населен призраками.
Несмотря на то, что картина заявлена в жанре ужасов и одной из первых выпадает в списке рекомендаций в этом направлении, главной зрительской ошибкой будет ждать от нее именно ужасов. Скримеров, монстров и убийств здесь не будет, призраки внушают скорее тревогу и грусть, нежели ужас, а общая атмосфера выглядит напряженной только местами. У создателей фильма явно не было цели превратить свою работу в эмоциональный аттракцион (чего обычно ожидают от жанра ужасов). Основная фишка картины кроется именно в ее атмосфере, красивом, неспешном развитии событий, в ответственном подходе к съемкам природы – создатели действительно потрудились над изящными ракурсами и фактурными локациями побережья Испании (скорее всего, северной). «Приют» больше напоминает классическую историю о доме с привидениями, которую приятно послушать вечером у камина и которая сбережет психику даже самого пугливого зрителя – он настроенческий, а не страшный. Впрочем, кому-то подобная манера повествования покажется скучной и даже затянутой – зависит от того, что именно каждый отдельный зритель понимает под ужастиком. Какой-то особенной идейной и сюжетной глубины же от картины ждать не стоит – вряд ли он заворожит интересным сюжетом или даст по-настоящему дельный повод порассуждать. Оттого «Приют» оставляет несколько двойственное впечатление и вопрос: как при такой аккуратно и тонко выполненной технической, визуальной части, картина не выходит на уровень действительно умного кино?
Окончательно понятен фильм становится, когда смотришь на имена его создателей. Картину снял испанский режиссер Хуан Антонио Байона – в большом кино на тот момент он только дебютировал. А вот продюсировал картину уже фактически легендарный Гильермо Дель Торо. Он – мастер именно жанра мрачной и красивой готической сказки, создатель «Багрового пика» и «Лабиринта Фавна». Но поскольку в «Приюте» Торо был лишь продюсером, результат получился хорош, но не гениален. Байона не ставил перед собой сложных задач, не стремился вложить в картину какую-то уникальность и новизну – возможно, на нем сказался страх дебютанта «перемудрить» с материалом. Но почерк Дель Торо в картине очевиден – атмосфера, музыка, выдержанные цвета и красивые символы (например, как Симон «прокладывает» своему другу-призраку дорогу к дому с помощью ракушек) позволяют отвлечься от сюжета и просто наблюдать за картинкой.
Стоит ли смотреть «Приют»? Зависит от личных зрительских приоритетов. Если на первом месте стоит смысловая составляющая и уникальность сюжета, то фильм покажется простым и даже скучноватым. Если же чувство эстетики для зрителя важнее, то картина станет отличным способом провести вечер и удовлетворить свою потребность в прекрасном.