В один день балерина Элиза получает сразу две травмы – душевную и физическую. Случайно увидев измену партнера прямо перед выступлением, она неудачно падает на сцене. Ее карьера закончена… Или только начинается? О новом французском фильме «Шагни вперед» рассказывает Мария Михайлова.
Название очевидно отсылает зрителя к франшизе «Шаг вперед», но у этих двух фильмов нет ничего общего — просто локализаторы постарались вызвать интерес в российском прокате. На самом деле имя картины переводится как «В теле». И фильм говорит вовсе не о соревнованиях и подростковых драмах, а о том, как искусство танца помогает человеку реализовываться, жить, зарабатывать. Но говорит неуверенно, перескакивая с темы на тему.
Здесь можно найти и конфликт «ума и тела» — когда отец-литератор сетует, что его дочь посвятила жизнь «неинтеллектуальной» профессии. И вопрос о временных границах – Элизе, как и всем танцорам, невозможно выкинуть из своей карьеры больше года. И сравнительный анализ классического и современного танца, в котором балет — оплот консервативных установок, безжалостных к судьбе женщины, в стрит-дэнс – способ выражаться на равных и быть свободной. Проблема картины в том, что все эти темы соединяются как бы нехотя, без симбиоза и гармонии. Роль главной героини в основном ограничена диалогами, строго упорядоченными и подчиненными конкретной идее. Лечащий врач и друг убеждает ее, что не все потеряно, отец радуется возможности «переманить» Элизу в сторону интеллектуальной работы, сестры говорят с девушкой о семье и матери, преследуя свои цели.
Эти темы не скрещиваются и не развиваются – только в сознании самой героини. Получается, авторы рассказывают, а не показывают, что происходит с Элизой, и делают это путем бесконечных диалогов. Героиня исследует себя, ищет новые возможности и обсуждает их с окружающими – но лишает зрителя возможности насладиться танцевальными кадрами. Возникает диссонанс: вроде как кино снято о теле, но строится на разговорах, в которых то и дело повторяются уже сказанные мысли и даже реплики. Чувствуется в фильме и смысловая перегруженность – чтобы уместить в работу все необходимое, авторы ускоряются там, где этого делать не стоит. Например, не дают развернутую экспозицию, лишая зрителя возможности познакомиться с героиней до начала активных действий. Такая поспешность выглядит неуместно рядом с пространными разговорами – она лишает картину правильного темпа.
«Шагни вперед» стоит где-то посередине между танцевальным и философским кино. Но его неопределенность отчасти даже привлекает. В нем есть характерное для французского фильма очарование и неспешность – когда зритель на минуту забывает о цели картины и просто наслаждается уютным бытом, долгими кадрами, душевными разговорами. Даже сама Элиза кажется уж слишком спокойной: в ней нет надрыва, отчаяния и боли. Скорее, это история про девушку, которой представился еще один шанс исследовать себя, менять направление. В этом контексте даже сам факт травмы смотрится не как проблема, а как счастливый случай, давший Элизе шанс на изменения.
Для кого-то этот фильм может стать и мотивирующим, и вдохновляющим. Но его чрезмерная плавность, отсутствие четкой идеи и жанра превращает кино в зарисовку, хорошо снятую, но скучную и бессмысленную. Впрочем, поводов для размышлений здесь точно больше, чем во франшизе «Шаг вперед», с которой фильм пытаются связать без всяких оснований.