Кино-панк

Новые времена, новые правила и старая антиутопия: «Эквилибриум»

Антиутопия – пожалуй, один из самых подходящих жанров для просмотра в странные карантинные времена, когда мир начинает жить по новым правилам. Мария Михайлова рассказывает о картине «Эквилибриум», которая, по неизвестным причинам, не успела получить свою долю успеха.

Курт Уиммер – и сам не слишком известный широкой публике режиссер, даже несмотря на то, что он успел снять у себя и Анджелину Джоли, и Аль Пачино, и Колина Фаррела. В «Эквилибриуме» тоже не обошлось без качественного актерского состава: «Бетмен», «Боец» и «Американский психопат» Кристиан Бейл, Шон Бин из «Властелина Колец» и «Игры Престолов», Эмили Уотсон из «Чернобыля». Заранее очевидно, что успешный каст сделает картину если не гениальной, то очень качественной, но важнее другое – как Уиммеру удалось привлечь к работе талантливых актеров. И ответ на этот вопрос приходит уже во время просмотра картины – главное достоинство фильма, уникальность и преимущество заключаются в его идейной составляющей.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Режиссер описывает зрителю мир, переживший Третью Мировую войну. Человечество было настолько потрясено ужасом глобального разрушения и смерти, что начало искать все возможные причины подобных катастроф и избавляться от них радикально. Корень зла был найден: все дело в человеческих эмоциях. Гнев, зависть, жестокость, трусость – все эти нерациональные и вредные проявления чувств посчитали главной причиной всех конфликтов, возникающих в мире. Была изобретена специальная сыворотка, которая подавляет способность человека чувствовать (никак не влияя на его умственные и физические способности). Государство Либрия сделало ежедневный прием сыворотки обязательным для всех граждан, а тех, кто умышленно пропускал прием препарата, а также хранил и скрывал от властей любые предметы роскоши и произведения искусства, казнили. Главный герой Джон Престон принадлежит к элите охраны порядка в стране. Он из тех, в чьей честности и законопослушности не сомневается никто, а служба государству стоит для него на первом месте. Но однажды, поддавшись какому-то смутному сомнению, Джон пропускает свою дозу препарата и начинает чувствовать. Постепенно его видение мира кардинально и бесповоротно меняется, и герой переходит на совершенно другую сторону мировоззрения.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Сама идея создать мир, лишенный эмоций, и рассмотреть его сильные и слабые стороны, является одной из лучших режиссерских находок. Важно, что возникновение этой антиутопии логически оправдано и первоначально несет в себе рациональное ядро. Мир, переживший страшнейшую катастрофу в своей истории, был напуган, а человек, полностью виновный в этих преступлениях, стал главным демоном и наконец признал это. Травма, которую люди нанесли сами себе, заставила их бояться самих себя – неудивительно, что самая стихийная и непредсказуемая составляющая личности оказалась под ударом. Уиммер воплотил в жизнь любопытную и весьма логичную теорию, но на этом не остановился, а сам же ее и опроверг, превратив в антиутопию. Идеи, которые продвигает Либрия, в своей фанатичности напоминают секту. Во многом принципы, по которым живет эта страна, напоминают учения Савонаролы – флорентийского монаха, продвигающего идею аскезы и полного отказа от искусства, предметов роскоши и даже любой литературы, кроме богословской. Вероятно, Савонарола и явился прототипом правителя Либрии. На религиозность антиутопии намекают и с помощью названий: например, главная «инквизиционная» организация названа «Тетраграмматон» (непроизносимое имя Бога в иудаизме). Казнят здесь тоже вполне в духе инквизиции (хотя есть тут и намек на концлагеря) – осужденного запирают в специальной кабине и заживо сжигают.

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Кадр из фильма «Эквилибриум»

Но красивая и продуманная символичность мира, которая, конечно, является одной из сильнейших сторон антиутопии – не последний плюс картины. Режиссер взялся за тему чувств и эмоций, во многом рискованную. Говорить о любви и других тонких движениях души непросто – автор рискует скатиться в патетику или сентиментальность, а может, наоборот, излишне грубо и черство говорить со зрителем. Но Уиммеру, совместно с актерами, удалось сохранить равновесие и трогательно рассказать о том, как Джон Престон заново учится любить, ненавидеть, видеть красоту в мире вокруг. Интересная и глубокая идея, на которой строится фильм, позволила авторам избежать банальности, а в результате зритель видит перед собой даже не антиутопию, а картину о любви, лишенную надоевших мелодраматичных проявлений.

Визуальный ряд, возможно, единственная часть картины, которая может показаться неуникальной. Временами создается ощущение, что Уиммер вдохновлялся нашумевшей пару лет назад «Матрицей»: цветовая палитра, стиль боевых искусств, даже одежда персонажей и прическа главного героя как будто бы отсылает к фильму Вачовски. Если взять во внимание, что «Матрица» тоже показывает зрителю мир-антиутопию, сходство становится еще заметнее. Но даже с учетом подобных оммажей, в «Эквилибриуме» достаточно собственной уникальности и глубины – как идейной, так и эмоциональной.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018