Кино-панк

Адольф Гитлер – успешный менеджер? Спаситель Европы? «Он снова здесь»

Сегодня мы снова в необычном ракурсе поговорим о самом известном диктаторе XX века — Адольфе Гитлере. В 2015 году вышла остроумная картина «Он снова здесь», рассказывающая о необъяснимом появлении Гитлера в современной Германии, и его новой попытке построить Третий Рейх. Мария Михайлова разбирает изящный, многогранный фильм-фантазию, который смог использовать с пользой даже самые очевидные клише про фюрера.

Это – не первый и точно не последний фильм про Адольфа Гитлера. И это даже не единственный случай экспериментов с этой исторической фигурой (самый последний пример – «Кролик Джоджо», где главный герой, мальчик, общается с воображаемым фюрером). Но «Он снова здесь» достоин высокой оценки и выделяется на фоне других картин о Гитлере сразу по нескольким причинам.

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Первое, на что падает взгляд во время просмотра – тщательное отношение создателей фильма к портрету фюрера. Авторы провели хороший, глубокий анализ как поведения Гитлера, так и его взглядов и идей. Несмотря на то, что сам фильм снят в духе сатиры и включает в себя довольно много комедийных элементов, фюрер, как центральный персонаж, отнюдь не выглядит плоским или «картонным». Он отлично «внедряется» в повествование – а все события сюжета способствуют его полноценному раскрытию. В картине отлично соединяются как довольно простые и узнаваемые элементы образа Адольфа Гитлера (его манера речи, гордыня, истеричность и дрожащая левая рука), так и куда более тонкие, сложные. В какой-то момент зритель (как и остальные герои фильма) начинает ловить себя на мысли, что фюрер мыслит здраво, интересно и логично; что его идеи имеют под собой рациональную почву и он, пожалуй, вовсе не так похож на тот демонизированный образ жестокого тирана. Актеру Оливеру Мазуччи удалось создать по-настоящему опасного Гитлера – обаятельного, умного, в совершенстве владеющего искусством спора. Такой портрет героя, вместе с погружением в современность, помогает зрителю в полной мере ощутить на себе опасную силу манипуляции и пропаганды. Так фильм, несмотря на свою фантастичность, становится наглядным пособием по личности одного из самых опасных политиков в мировой истории.

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Но сам Гитлер – далеко не единственная тема картины. Здесь рассмотрены и сугубо современные проблемы, и самая крупная из них – инфантилизм современных европейцев. Конечно, речь в фильме идет конкретно о немцах, но здесь они показаны обобщенно, как бы размыто, без акцента на отличительных особенностях Германии. Возможно, авторы и добивались того, чтобы портреты героев кино можно было успешно наложить на любого западного европейца или, если смотреть более узко, на жителей «стран первого мира». В кадре высвечиваются отличительные черты людей, которые привыкли жить пассивно и безбедно, разучились (да и умели ли?) думать критически и принимать самостоятельные решения. И это еще одна причина того, что самые разные люди, от неформалов до серьезных политиков в костюмах, так легко поддаются на манипуляции Гитлера — даже после того горького опыта, через который прошли меньше века назад. В картине встречаются и умные персонажи – но они больше озабочены получением собственной прибыли, чем какими-то нравственными или социальными вопросами.

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Кадр из фильма «Он снова здесь»

Одной из таких героинь становится редактор на местном телевидении, благодаря которой Гитлер и получает свою вторую известность. На примере работы ее и всего штаба журналистов зритель погружается во всю непростую систему СМИ. Но он не просто знакомится с тем, как функционирует журналистика – фильм старается объяснить рычаги влияния, которыми она пользуется и которые делают СМИ той самой «третьей властью». Это еще один важный поинт, который рассматривается в «Он снова здесь» — вместе с предыдущими двумя они образуют устойчивую сюжетную и смысловую фигуру.

Последнее, что добавляет этому фильму особенную привлекательность и свежесть – яркий, очень меткий, не переходящий рамок приличия юмор. Он добавляет толику абсурда в сюжет, чтобы зритель не уловил здесь реальной пропаганды нацизма и понимал, что все это всего лишь шутка. Шутка, в которой есть значительная доля правды.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018