Дети богатых родителей не любят работать. В основном они становятся деятелями культуры, свободными художниками. Сын известного актера Мануэля Тадроса Ксавье Долан покорил фестиваль в Каннах в 2009 году. Его дебютное «Убийство мамы» рассказывало о гомосексуализме и внутрисемейных проблемах. Возможно, Ксавье показалось, что с первого подхода осветить тему взаимоотношений мужчин с мужчинами не получилось, поэтому он снял еще 5 одинаковых фильмов. Сегодня Долан может похвастаться 4 пальмовыми ветками и номинацией на «Оскар».
«Это всего лишь конец света» — неудачная экранизация неудачной пьесы. Смертельно больной драматург возвращается в родную деревню к матери, сестре и брату, которых не видел 12 лет. Женщины рады его возвращению, озлобленный и агрессивный брат – нет. После коротенькой экспозиции начинаются пустые диалоги, наполненные ругательствами и криками. Этот фильм всего лишь зловонное словесное болото.
Ксавье демонстрирует изумительную небрежность в обращении с кинематографической пластикой. Фабула скопирована с первоисточника, она примитивна и неоригинальна, актеры зажаты и в стенах загородного дома, и в плоских образах. Можно несколько раз перематывать кадры и натыкаться на одну картинку: Кассель кричит, Котийяр плачет, Ульель улыбается. В истории кинематографа было немало течений, пропагандирующих примитивность формы. Сюжеты уступали места подтекстам, деталям, глубоким мизансценам. Поэтика Ксавье строится совершенно на других, более примитивных, началах. Попсовые саундтреки, клиповые вставки, грубые метафоры.
Аудиовизуальные решения откровенно слабы. Монтажные секвенции держаться исключительно на крупных планах, мир за спинами героев неизменно остается в фокусном размытии. Если это попытка акцентироваться на личности, продемонстрировать близость к театру, то она глупа. Время немых буффонад прошло, Film d’art не выдержал натиска времени.
Почему Ксавье Долана любят члены жури европейских фестивалей? Он плохой режиссер, но хороший стратег. Еще в 19 лет он сообразил, что независимому кино не хватает молодого и активного лидера, современного Годара, поэтому начал работать над собственным образом. Хипстерский прикид, гомосексуальность, показанная откровенность. Каннские старцы легко попались на удочку и приняли Долана за самого яркого представителя поколения 90-х. Они и дальше будут дарить ему пальмовые ветки, дальше будут восторгаться его откровениями. А жаль, ведь где-то есть действительно талантливые постановщики, создающие КИНО без денег и раскрученных актеров.