Кино-панк

Изображение под картонкой: «Фанфан-Тюльпан»

Приключенческое кино о смельчаках, принцессах и войнах было популярным всегда и особенно – в середине прошлого века. Тогда этот жанр был еще не столь заезженным, поэтому такие фильмы снимали часто и с удовольствием. Мария Михайлова рассказывает об одном из наиболее удачных образцов родом из 1952 года – картине «Фанфан-Тюльпан».

Забавный факт: этот фильм показывали в другом фильме, советском «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». И даже несмотря на то, что во время показа техники прикрывали от детей сомнительные сцены картонкой, это знак, что картина выдержала строгую советскую цензуру и была радостно встречена на просторах СССР. А чтобы добиться всенародного признания и любви, «Фанфан-Тюльпану» нужно было быть не просто политически нейтральным и максимально «культурным», а по-настоящему хорошим, качественным кино. Такой картина и была.

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Как минимум, об этом свидетельствуют крупные награды, которые собрал этот фильм: «Лучший режиссер» в Каннах и «Серебряный медведь» в Берлине (опять-таки за режиссуру). Картина являет собой образец того, как нужно снимать классическое приключенческое кино. Лучшая его сторона – сбалансированность. «Фанфан-тюльпан» держится на золотой середине между непосредственно приключенческим жанром и комедией, не скатываясь ни в одну из крайностей. Возможно, так получилось оттого, что съемочная команда фильма – франко-итальянская. Поэтому и вышло, что картина по-французски историчная, захватывающая и местами уточненная, и при том – по-итальянски веселая, лишенная ненужного пафоса и лирики.

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Сюжет здесь тоже построен по принципу того самого баланса жанров. События происходят во Франции XVII века, во времена правления Людовика XV. Страна разрывается между многочисленными войнами, рекруты как никогда активны, а армии срочно нужны люди. Молодой юноша по имени Фанфан, не отличающийся примерным образом жизни, хочет вступить в войска добровольно – чтобы скрыться от родителей девушки, которую охмурил, но бросил, не желая жениться. Классический Дон Жуан на войне (а точнее, в ее тылу) – сама по себе отличная завязка для фильма, который в равной степени хочет развлечь зрителя и дать историческую ретроспективу. Здесь особенно заметно, что французы относятся к собственному прошлому с изрядной долей юмора и совершенно не боятся делать главным героем истории молодого предприимчивого повесу, не отличающегося особенным патриотизмом.

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Для полного погружения в атмосферу приключенческого кино не хватает только принцессы и любовного треугольника. Авторы «Фанфана» поняли это сразу и не стали лишать зрителей такого удовольствия, добавив в фильм сразу обе опции. Дочь одного из сержантов Джина становится той, которая и заманивает Фанфана на службу. Переодевшись в цыганку, она «предсказывает» парню, что он добьется на военной службе небывалых высот и не просто избежит женитьбы на девушке, от чьих родителей сбегает, но даже сыграет свадьбу с самой принцессой Франции. Конечно, интересы у Джины корыстные – она сама влюбляется в Фанфана и хочет приблизить его к себе. Но, к ее неудовольствию, и к радости главного героя, псевдопредсказание начинает сбываться. На следующий же день Фанфан спасет от разбойников ту самую принцессу Франции. Именно с этого момента у него начинаются настоящие приключения: создатели картины сделали все, чтобы старт истории получился ярким, насыщенным и при этом лишенным каких-то сомнительных деталей. Удивительно то, что у них получилось собрать в одном месте «все лучшее сразу», избежав перегруженности. Умеренность чувствуется не только в сценарной составляющей, но и в визуальной: ни черно-белая, ни раскрашенная (1997 года) не кажется «лубочной», как бывает, когда стилизация под старину создается невнимательно и небрежно.

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Кадр из фильма «Фанфан-Тюльпан»

Каков итог? Достойные костюмы, достойная актерская игра, веселые шутки, а в характере главного героя — благородство, в равных пропорциях смешанное с очень человечной хитростью и эгоизмом. Так и получается эталонный приключенческий фильм, который можно показать даже в советском детском лагере (конечно, прикрыв сцены поцелуев картонкой).

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018