КИНО-ПАНК

Жги лезгинку, хоп-хоп: «Флай: танец свободы»

Если смешать танцевальное и социальное кино, получится новая картина «Флай: танец свободы». Ее создатели попытались совместить в одной работе две темы из разных миров – получилось ли у них создать что-то цельное? Разбирается Мария Михайлова.

Зрители привыкли видеть танцевальное кино веселым и драйвовым. Драма в нем тоже есть, но она бывает обычно либо захватывающе-соревновательной, либо любовно-лирической. А еще такие сценарии почти всегда связаны со стрит-культурой – к этому тоже склоняет танцевальная тематика. Недалеко от уличной культуры стоит область криминала. Но еще не было такого, чтобы история о тюрьме полностью определяла развитие фильма об уличных танцах.

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Мелкое хулиганство и исправительные работы встречаются, например, в самом известном представителе такого кино – «Шаг вперед». В этом смысле «Флай» напоминает культовую картину своей завязкой. Но с первых кадров становится понятно, что здесь тема искупления, перевоспитания и перерождения обретает более серьезный оттенок.

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Главная героиня Бекс отбывает наказание в тюрьме за причинение вреда по неосторожности. Потеряв бдительность, она попадает в аварию со встречным автомобилем. Пострадавший оказался в инвалидном кресле, когда как сама девушка отделалась всего парой царапин. Бекс не маргиналка и не хулиганка: сидя в тюрьме, героиня тонет в чувстве вины и страха. На воле ее ничего не ждет, а прошлое накрывает волной отчаяния.

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Спасением для девушки и других осужденных должны стать танцевальные занятия, инициированные сотрудниками тюрьмы. Но ребята оказываются настолько талантливы, что уроки быстро выходят за рамки программы по адаптации. Бекс вместе с командой дают знать о себе другим клубам, выходят из тени и начинают готовиться к реальным соревнованиям. У каждого из танцоров, включая тренера – свой мотив и цель. Но их, конечно, объединяет желание переосмыслить прошлое и найти в танцах путь к будущему.

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Социальный мотив – адаптация заключенных, шанс на реабилитацию и спасение – оказался слишком серьезным для этой картины. В фильме, где визуальная доминанта полностью отдана хореографии, сложно делать упор на что-то еще. Из-за этого создается впечатление сумбура и мешанины смыслов: со зрителем пытаются говорить на глубокую тему искупления, но тут же переводят диалог в танец. В фильме замечательно поставлена хореография – но ее недостаточно для раскрытия героев на таком непростом, идейном уровне. Возможно, в картине есть детали, которые поймет только специалист. Но обычный зритель вряд ли прочитает в движениях героев, как именно они проживают свою травму, мирятся с неизбежным, выстраивают свой путь в новое будущее.

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Кадр из фильма «Флай: танец свободы»

Режиссерские решения в фильме разнятся от очень удачных до посредственных и даже странных: видимо, сказывается тот самый внутренний раздрай между двумя несочетаемыми формами. С одной стороны, Бекс, которая «тонет» от чувства вины в одиночной камере (и вспоминает, как тонула буквально – когда машина после столкновения упала с моста). С другой – танцевальная любовная сцена героев, которые воспылали друг к другу страстью лишь потому, что оказались в одной команде. Если в первом случае понятна мотивация и глубина эмоций героини, то во втором показана лишь красивая картинка, технично снятая, но по своей сути абсурдная. Этот абсурд не бросился бы в глаза, если кино сделали бы просто «фильмом про танцы», без претензий на реалистичность. Он становится виден лишь в сравнении с другим эпизодом – получается, создатели сами разрушили магию своего творения.

Так, замахиваясь на высокое, «Флай» убивает свою притягательность. Его сильные стороны – хореография, техника, постановка кадра. Необычная, свежая «тюремная» тема выделяет фильм и отчасти даже избавляет его от кальки на «Шаг вперед», но непродуманная драматургия, слабый сценарий и «недописанные» герои не дают подняться выше уровня посредственной картины.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018