«Звезды мне укажут путь» — картина об отношениях отцов и детей, общем взрослении и ответственности, завернутая в обертку формата роуд-муви. Фильм выпушен в прокат 10 ноября Russian World Vision. Мария Михайлова рассказывает о том, сработала ли магия «дорожной истории» на этот раз.
В начале истории перед зрителем – непутевый отец-музыкант Гена, пытающийся заработать на выступлениях и продаже кофе в фудтраке. У него есть дочь Александрина, живущая с мамой — она мечтает стать певицей. У нее тоже есть проблемы в виде панических атак и мании чистоты. Волей судьбы папа и девочка оказываются вместе на одной дороге: Александрина хочет поступить в Московскую консерваторию, а Гена – сбежать из провинции и начать жизнь с чистого листа.
Этот семейный фильм идет по строго выверенной канве жанра роуд-муви. Сначала на сцену выходят герои, четко обозначают свои проблемы, зажимы и мечты. Затем они оказываются на общем пути, пусть и с разными целями. В дороге они заново знакомятся друг с другом, проживают общие приключения и меняются к лучшему. Все, чтобы доказать – семья важнее всего, даже если личные мечты не сбываются.
Гена постепенно превращается из инфантильного отца, сбежавшего из семьи, в настоящего мужчину – он принимает себя и ребенка, учится заботиться, доверять и любить. Александрина обретает потерянную в детстве фигуру папы и избавляется от страхов, навязчивых мыслей и комплексов. Эти изменения происходят плавно, но практически не обрамляются событийно. Фильм движется по предсказуемой канве, не удивляя и не интригуя, как мультфильм для самых маленьких, в котором боятся отойти от привычного сценария, чтобы не шокировать ребенка. В кадре нет динамики, нет усилений внутренних и внешних конфликтов, все снято как бы на полутонах. В какой-то момент резкость потерянного Гены начинает раздражать, а молчаливая обида, сменяющая радость на лице Александрины, вызывает скуку. К развязке фильма напряжение сходит на нет, хотя должно приближаться к пику – зритель уже чувствует и предвидит банальную развязку, а ожидаемых «дорожных приключений» становится все меньше и меньше. Оттого и сопереживать героям получается все хуже, хотя вступительные кадры дают отличную экспозицию переживаний обоих персонажей.
Прикрыть отсутствие динамики попытались долгими медитативными сценами. Отчасти они забавные и трогательные, а некоторые даже помогают формировать атмосферу фильма. Но в основном это монотонные кадры без смыслового наполнения: повторяющиеся песни, как в мюзикле, которые запустили на повторе, странные ракурсы «с рук» сквозь мокрое темное стекло автомобиля, диалоги и долгое молчание ни о чем. Раскрыть героев и химию их зарождающейся дружбы можно было бы показать в несколько раз компактнее. Но тогда возникла бы нужда в дополнительной сюжетной ветке, или же саму картину пришлось укоротить примерно вдвое.
«Звезды мне укажут путь» — работа, сделанная с любовью, с искренним желанием показать все то важное, что возникает в отношениях родителей и детей. Это фильм о важном – но мысль в нем так проста и наглядна, что не может занимать хронометраж на полтора часа. И, возможно, с пустой головой от экрана уйти не получится, но сожаление о потраченном времени может перекрыть все впечатления от режиссерского высказывания. Шансы, что картину досмотрят до конца, снижается еще и из-за обилия музыкальных вставок (которые всегда относились к категории «любительских» элементов). Впрочем, для уютного и позитивного кино, идущего фоном на чьем-то семейном вечере, этот фильм все еще подойдет. Вопрос лишь к его создателям: этого ли результата они и хотели добиться?