«Гипноз» Валерия Тодоровского участвовал в конкурсе 42-ого Московского кинофестиваля. Новая работа режиссера – невнятный рассказ о необъяснимом свойстве человеческого сознания, его изменчивости и неспособности молодого героя остаться в пределах своего контролируемого «я». Чистой воды подражательное кино с попыткой крутого психологического замеса переоценили. Хотя фильм и не получил приза, он удостоился зрительских пересудов – неожиданно восторженных.
Большие режиссеры тоже симулируют. История о выдающемся профессоре-гипнологе Владимире Райкове, которую Тодоровский давно вынашивал – вполне могла бы сойти за фильм Нолана, только без запутанных жанровых выкрутасов. Нет, конечно, в «Гипнозе» сюжет не показан задом наперед и не вывернут наизнанку. Даже напротив – пытается держать стройную форму – но она растекается, как манная каша по тарелке. По порядку о том, что не так в психологической драме с легким мистическим налетом – Ольга Одишарова.
Нелишне вспомнить, что еще не до конца утихли восхищенные возгласы при упоминании прошлогодней «Одессы» Тодоровского, основанной на детских воспоминаниях режиссера, а тут, вполне для киношного мира скоро, подоспела новая работа, на этот раз иного характера и иного поиска. Сюжет – тоже из глубин детских воспоминаний, только на этот раз оформленный в формат психологического триллера. Автору этого текста неловко признаться, что она так и не смогла полюбить ни успешную по зрительским меркам «Одессу», ни прикипеть к старательному «Гипнозу».
Понятно, что в первом случае – полностью личное кино, а здесь, скорее, личное исследование и поиск ответов на вопросы о природе человеческого сознания. Еще одна сравнительная деталь: если в предыдущей картине сюжетная линия про мальчика, которого неслучайно зовут Валеркой, осталась на периферии общего внимания, то здесь напротив, история главного героя, наблюдающего за экспериментами своего психолога, показана крупным планом.
Итак, в начале нам показывают шестнадцатилетнего Мишку, который ходит во сне. Последняя надежда встревоженных родителей – сеансы гипноза у психотерапевта Волкова (Максим Суханов), который очень скоро становится для подростка безусловным авторитетом. В итоге Мишка попадает под влияние гипнолога настолько, что перестает отличать реальность от иллюзии. По крайней мере, зритель должен так думать и воспринимать. Но мы либо отвыкли за время пандемии от хитроумных сценарных конструкций на большом экране, либо их вовсе нет.
Не то что мы ждем, когда в кино начнется сюр, трюкачество и заумь. Просто думается, что тонкость режиссерского решения состоит немного в другом: найти приемы, которые послужат основой для понимания сложного и глубинного внутреннего мира подростка-лунатика и его самоопределения в мире внешнем. Мы ходим за режиссером вокруг да около, на так и не нащупываем нужный нерв. Установка на со- и переживание не срабатывает, не разворачивается в полную силу, не убеждает в том, что при таких обстоятельствах человека в 16 лет за углом может ждать столько опасностей!
Почему-то не верится и в одиночество подростка. Мы, конечно, наблюдаем за Мишкиным пубертатом на фоне проблем со старшим поколением. Нам показывают частную динамику внутрисемейных отношений. Любопытная тема сомнамбулизма пытается камуфлировать до чертиков банальный вопрос отцов и детей. Катя и Юра (мама и папа) тоже в какой-то степени инфанты. И Мишке, надо думать, не хватает их внимания, он за него вроде как борется, бунтует, протестует, а мы должны этот мощный конфликт считывать. Но снова ничего не выходит.
Мишка в этом кино вообще обманчиво конфликтен. Как и все пацаны его возраста, школьник иногда курит (к слову, весьма неумело), однажды пьет пиво и на мамино «Миша!» как-то обсценно кидает: «х**ша!». Вполне себе нормальный подросток. Когда он узнает (спойлер!) что «несуществующая» рыжеволосая Полина все же существовала, и методом неумелой дедукции заключает, что стал инструментом ее суицида (но это не точно), он вроде как «съезжает с катушек», думая, что именно гипнолог надоумил его убить подругу.
«Вот оно, вот сейчас что-то начнется!» замирает зритель. Мишка и правда несется на 20 этаж московской высотки, якобы собираясь прыгнуть, но предварительно звонит профессору. «Вам пи**ец, Виктор Петрович!» обещает несгибаемый Мишка. Но неубедительно обещает. Саспенса не наступает…
Чтобы привести своего героя к такой надрывной точке, мало быть талантливым актером – нужно обладать недюжим опытом. Сергей Гиро, он же Мишка, в «Гипнозе» дебютировал. Нет сомнений, что перед парнем стоит хорошее киношное будущее. Но пока еще ему не удалось сыграть не одно, а сразу несколько состояний, изобразить сложное переплетение чувств и растерянность персонажа при стертых границах сна и реальности.
Увы, но нет в этой фабуле и смутных эффектных мистических знаков, как и смелых режиссерских маневров. И это не страшно – сам Валерий Тодоровский на жанровую безупречность не претендует. Просто он заходит на новую для него территорию психологического триллера хоть и легкой, но не совсем уверенной поступью.