Кино-панк

Грубый нежный возраст на фоне сомнамбулизма: «Гипноз» Тодоровского

«Гипноз» Валерия Тодоровского участвовал в конкурсе 42-ого Московского кинофестиваля. Новая работа режиссера – невнятный рассказ о необъяснимом свойстве человеческого сознания, его изменчивости и неспособности молодого героя остаться в пределах своего контролируемого «я». Чистой воды подражательное кино с попыткой крутого психологического замеса переоценили. Хотя фильм и не получил приза, он удостоился зрительских пересудов – неожиданно восторженных.

Большие режиссеры тоже симулируют. История о выдающемся профессоре-гипнологе Владимире Райкове, которую Тодоровский давно вынашивал – вполне могла бы сойти за фильм Нолана, только без запутанных жанровых выкрутасов. Нет, конечно, в «Гипнозе» сюжет не показан задом наперед и не вывернут наизнанку. Даже напротив – пытается держать стройную форму – но она растекается, как манная каша по тарелке. По порядку о том, что не так в психологической драме с легким мистическим налетом – Ольга Одишарова.

Кадр из фильма «Гипноз»

Кадр из фильма «Гипноз»

Нелишне вспомнить, что еще не до конца утихли восхищенные возгласы при упоминании прошлогодней «Одессы» Тодоровского, основанной на детских воспоминаниях режиссера, а тут, вполне для киношного мира скоро, подоспела новая работа, на этот раз иного характера и иного поиска. Сюжет – тоже из глубин детских воспоминаний, только на этот раз оформленный в формат психологического триллера. Автору этого текста неловко признаться, что она так и не смогла полюбить ни успешную по зрительским меркам «Одессу», ни прикипеть к старательному «Гипнозу».

Понятно, что в первом случае – полностью личное кино, а здесь, скорее, личное исследование и поиск ответов на вопросы о природе человеческого сознания. Еще одна сравнительная деталь: если в предыдущей картине сюжетная линия про мальчика, которого неслучайно зовут Валеркой, осталась на периферии общего внимания, то здесь напротив, история главного героя, наблюдающего за экспериментами своего психолога, показана крупным планом.

Кадр из фильма «Гипноз»

Кадр из фильма «Гипноз»

Итак, в начале нам показывают шестнадцатилетнего Мишку, который ходит во сне. Последняя надежда встревоженных родителей – сеансы гипноза у психотерапевта Волкова (Максим Суханов), который очень скоро становится для подростка безусловным авторитетом. В итоге Мишка попадает под влияние гипнолога настолько, что перестает отличать реальность от иллюзии. По крайней мере, зритель должен так думать и воспринимать. Но мы либо отвыкли за время пандемии от хитроумных сценарных конструкций на большом экране, либо их вовсе нет.

Не то что мы ждем, когда в кино начнется сюр, трюкачество и заумь. Просто думается, что тонкость режиссерского решения состоит немного в другом: найти приемы, которые послужат основой для понимания сложного и глубинного внутреннего мира подростка-лунатика и его самоопределения в мире внешнем. Мы ходим за режиссером вокруг да около, на так и не нащупываем нужный нерв. Установка на со- и переживание не срабатывает, не разворачивается в полную силу, не убеждает в том, что при таких обстоятельствах человека в 16 лет за углом может ждать столько опасностей!

Кадр из фильма «Гипноз»

Кадр из фильма «Гипноз»

Почему-то не верится и в одиночество подростка. Мы, конечно, наблюдаем за Мишкиным пубертатом на фоне проблем со старшим поколением. Нам показывают частную динамику внутрисемейных отношений. Любопытная тема сомнамбулизма пытается камуфлировать до чертиков банальный вопрос отцов и детей. Катя и Юра (мама и папа) тоже в какой-то степени инфанты. И Мишке, надо думать, не хватает их внимания, он за него вроде как борется, бунтует, протестует, а мы должны этот мощный конфликт считывать. Но снова ничего не выходит.

Мишка в этом кино вообще обманчиво конфликтен. Как и все пацаны его возраста, школьник иногда курит (к слову, весьма неумело), однажды пьет пиво и на мамино «Миша!» как-то обсценно кидает: «х**ша!». Вполне себе нормальный подросток. Когда он узнает (спойлер!) что «несуществующая» рыжеволосая Полина все же существовала, и методом неумелой дедукции заключает, что стал инструментом ее суицида (но это не точно), он вроде как «съезжает с катушек», думая, что именно гипнолог надоумил его убить подругу.

Кадр из фильма «Гипноз»

Кадр из фильма «Гипноз»

«Вот оно, вот сейчас что-то начнется!» замирает зритель. Мишка и правда несется на 20 этаж московской высотки, якобы собираясь прыгнуть, но предварительно звонит профессору. «Вам пи**ец, Виктор Петрович!» обещает несгибаемый Мишка. Но неубедительно обещает. Саспенса не наступает…

Чтобы привести своего героя к такой надрывной точке, мало быть талантливым актером – нужно обладать недюжим опытом. Сергей Гиро, он же Мишка, в «Гипнозе» дебютировал. Нет сомнений, что перед парнем стоит хорошее киношное будущее. Но пока еще ему не удалось сыграть не одно, а сразу несколько состояний, изобразить сложное переплетение чувств и растерянность персонажа при стертых границах сна и реальности.

Увы, но нет в этой фабуле и смутных эффектных мистических знаков, как и смелых режиссерских маневров. И это не страшно – сам Валерий Тодоровский на жанровую безупречность не претендует. Просто он заходит на новую для него территорию психологического триллера хоть и легкой, но не совсем уверенной поступью.

Лучшие истории о кино в нашем Telegram!

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018