«Гив ми либерти» изначально позиционирует себя как кино о русских эмигрантах в Америке. И оно действительно рассказывает о них – но далеко не только о них. «Кино-Панк» рассмотрел многогранный и честный фильм о том, что такое свобода, изгнание и милосердие.
Главный герой фильма – Вик, русский парень-билингв, который вырос и всю сознательную жизнь провел в Америке. Он отказывается от получения образования и работает в службе перевозки людей с ограниченными возможностями. Его профессия знакома режиссеру Кириллу Михановскому по личному опыту: он сам долгое время работал в такой же службе. Сюжет строится вокруг одного из, пожалуй, самых безумных рабочих дней в жизни Вика, когда все, что только может, идет наперекосяк. Он соглашается подвезти компанию пожилых русских эмигрантов на похороны подруги, по дороге оказывается в центре реабилитации людей с аутизмом, параллельно пытается развести клиентов на инвалидных колясках. Дорога усложняется из-за протестов афроамериканцев в неблагополучных районах города.
Может показаться, что такая смесь героев, ситуаций и историй делает фильм невнятным, но, как становится понятно во время просмотра, подобный сюжет – лучший способ выразить идеи фильма гармонично и наглядно. И, что часто является признаком хорошего, умного кино (при правильной подаче), режиссер хочет донести до зрителя несколько важных мыслей.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»
Первая идея – показать концепцию «плавильного котла» в Америке в действии, весь тот хаос, что творится среди таких разных людей с разными взглядами, верами, культурой. Реальность такова, что все эти люди – американцы, но все они настолько непохожи, что почти невозможно объединить их. Метафорой к «плавильному котлу» и становится маршрутка Вика. Бардак, происходящий в ней – не просто комедийная ситуация, а социальный портрет.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»
Вторая идея – показать, что все люди в фильме похожи так же сильно, как и отличаются. Они все принадлежат к классу «не таких». И пожилые русские эмигранты, которые не знают языка, а если и знают, то не могут отпустить прошлое – сложно придумать что-то тяжелее эмиграции, когда ты уже прожил жизнь и привязался к своей земле. И инвалиды, которые хотят есть что угодно, петь, двигаться – но не имеют возможности. И афроамериканцы, которые все никак не могут до конца стать частью американского общества и живут отдельными районами – то ли из гордости, то ли из-за неуверенности. И люди с аутизмом – которые очень хотят жить в нашем мире, но не могут. Все эти люди, так или иначе – отверженные. Им очень нужна поддержка и милосердие. И таким милосердным персонажем в фильме выступает Вик – своей любовью к людям он дает зрителю надежду.
Из второй идеи вытекает третья, созвучная с названием фильма. Всем этим людям нужна свобода, до которой они никак не могут добраться. Лейтмотивом к этой идее становятся протесты, сквозь которые пытается пробраться маршрутка Вика. Русской эмиграции нужна свобода либо от своего прошлого, от которого уже никуда не деться, либо от времени и расстояний – связь с родным. Но связь тоже уходит и символом этому становятся похороны, куда спешат пожилые переселенцы. Темнокожим людям нужна свобода от предрассудков. Инвалидам – от своей немощи.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»
И четвертая – самая светлая и добрая идея, которая раскрывается к концу картины – заключается в том, что все эти непохожие, отверженные, несчастные люди могут быть близки, как и все люди в Америке и на планете. Их объединяют простые вещи. Но при их простоте фильм избегает банальности и показывает их трогательными и близкими. Так, дед Вика вместе с темнокожей бабушкой готовят ужин. Он показывает ей, как готовить курицу под прессом, а она восклицает «запах из детства!». А потом добавляет: «это то, что всем нам важно – дети и готовка».

Кадр из фильма «Гив ми либерти»
Так, на четырех смысловых стержнях держится «Гив ми либерти»: устойчиво и логично при всей кажущейся несуразности. Несмотря на то, что визуально фильм реализован с погрешностями (что можно объяснить недостаточным финансированием), он вызывает у зрителя эмоции в максимально возможном диапазоне. Это и чувство сочувствия, и гордость за Вика, и раздражение от гвалта русских пенсионерок в маршрутке, и умиление от них, и страх, и любовь. В итоге после просмотра невозможно сказать, что это было: комедия? Драма? Документальный фильм? И нужно ли здесь пытаться определить жанр?

Кадр из фильма «Гив ми либерти»
Есть последний элемент, который делает кино не просто хорошим, а по настоящему качественным. Так как фильм, в первую очередь, показывает русских эмигрантов, он берет на себя ответственность создать портрет русских. И, что особенно важно, здесь нет никакой «клюквы»: ни американизированной (русский злой и агрессивный), ни в стиле современных российских комедий про свадьбы (русский – безбашенный, глуповатый и с бутылкой водки в руке). Да, в фильме есть и агрессия, и алкоголь, и «широкая душа», но она показана правдиво, без пошлости, от которой хочется сморщиться. И, наверное, именно такое кино действительно способно по-настоящему познакомить и подружить американца и русского – неважно, на чьей территории.