КИНО-ПАНК

«Гив ми либерти» — кино о любви и свободе

«Гив ми либерти» изначально позиционирует себя как кино о русских эмигрантах в Америке. И оно действительно рассказывает о них – но далеко не только о них. «Кино-Панк» рассмотрел многогранный и честный фильм о том, что такое свобода, изгнание и милосердие.

Главный герой фильма – Вик, русский парень-билингв, который вырос и всю сознательную жизнь провел в Америке. Он отказывается от получения образования и работает в службе перевозки людей с ограниченными возможностями. Его профессия знакома режиссеру Кириллу Михановскому по личному опыту: он сам долгое время работал в такой же службе. Сюжет строится вокруг одного из, пожалуй, самых безумных рабочих дней в жизни Вика, когда все, что только может, идет наперекосяк. Он соглашается подвезти компанию пожилых русских эмигрантов на похороны подруги, по дороге оказывается в центре реабилитации людей с аутизмом, параллельно пытается развести клиентов на инвалидных колясках. Дорога усложняется из-за протестов афроамериканцев в неблагополучных районах города.

Может показаться, что такая смесь героев, ситуаций и историй делает фильм невнятным, но, как становится понятно во время просмотра, подобный сюжет – лучший способ выразить идеи фильма гармонично и наглядно. И, что часто является признаком хорошего, умного кино (при правильной подаче), режиссер хочет донести до зрителя несколько важных мыслей.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Первая идея – показать концепцию «плавильного котла» в Америке в действии, весь тот хаос, что творится среди таких разных людей с разными взглядами, верами, культурой. Реальность такова, что все эти люди – американцы, но все они настолько непохожи, что почти невозможно объединить их. Метафорой к «плавильному котлу» и становится маршрутка Вика. Бардак, происходящий в ней – не просто комедийная ситуация, а социальный портрет.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Вторая идея – показать, что все люди в фильме похожи так же сильно, как и отличаются. Они все принадлежат к классу «не таких». И пожилые русские эмигранты, которые не знают языка, а если и знают, то не могут отпустить прошлое – сложно придумать что-то тяжелее эмиграции, когда ты уже прожил жизнь и привязался к своей земле. И инвалиды, которые хотят есть что угодно, петь, двигаться – но не имеют возможности. И афроамериканцы, которые все никак не могут до конца стать частью американского общества и живут отдельными районами – то ли из гордости, то ли из-за неуверенности. И люди с аутизмом – которые очень хотят жить в нашем мире, но не могут. Все эти люди, так или иначе – отверженные. Им очень нужна поддержка и милосердие. И таким милосердным персонажем в фильме выступает Вик – своей любовью к людям он дает зрителю надежду.

Из второй идеи вытекает третья, созвучная с названием фильма. Всем этим людям нужна свобода, до которой они никак не могут добраться. Лейтмотивом к этой идее становятся протесты, сквозь которые пытается пробраться маршрутка Вика. Русской эмиграции нужна свобода либо от своего прошлого, от которого уже никуда не деться, либо от времени и расстояний – связь с родным. Но связь тоже уходит и символом этому становятся похороны, куда спешат пожилые переселенцы. Темнокожим людям нужна свобода от предрассудков. Инвалидам – от своей немощи.

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

И четвертая – самая светлая и добрая идея, которая раскрывается к концу картины – заключается в том, что все эти непохожие, отверженные, несчастные люди могут быть близки, как и все люди в Америке и на планете. Их объединяют простые вещи. Но при их простоте фильм избегает банальности и показывает их трогательными и близкими. Так, дед Вика вместе с темнокожей бабушкой готовят ужин. Он показывает ей, как готовить курицу под прессом, а она восклицает «запах из детства!». А потом добавляет: «это то, что всем нам важно – дети и готовка».

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Так, на четырех смысловых стержнях держится «Гив ми либерти»: устойчиво и логично при всей кажущейся несуразности. Несмотря на то, что визуально фильм реализован с погрешностями (что можно объяснить недостаточным финансированием), он вызывает у зрителя эмоции в максимально возможном диапазоне. Это и чувство сочувствия, и гордость за Вика, и раздражение от гвалта русских пенсионерок в маршрутке, и умиление от них, и страх, и любовь. В итоге после просмотра невозможно сказать, что это было: комедия? Драма? Документальный фильм? И нужно ли здесь пытаться определить жанр?

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Кадр из фильма «Гив ми либерти»

Есть последний элемент, который делает кино не просто хорошим, а по настоящему качественным. Так как фильм, в первую очередь, показывает русских эмигрантов, он берет на себя ответственность создать портрет русских. И, что особенно важно, здесь нет никакой «клюквы»: ни американизированной (русский злой и агрессивный), ни в стиле современных российских комедий про свадьбы (русский – безбашенный, глуповатый и с бутылкой водки в руке). Да, в фильме есть и агрессия, и алкоголь, и «широкая душа», но она показана правдиво, без пошлости, от которой хочется сморщиться. И, наверное, именно такое кино действительно способно по-настоящему познакомить и подружить американца и русского – неважно, на чьей территории.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018