«Гладиатор», «Царство небесное», «Робин Гуд» — кто, если не Ридли Скотт умеет снимать исторические боевики? Александр Николаенко рассказывает о фильме «Последняя дуэль», от которого ждал драк, батальных сцен, действия-действия-действия, а, в итоге, увидел отличную холодную средневековую драму?
Сквайр Жак Ле Гри изнасиловал жену своего друга – рыцаря Жана де Карружа. И что? Разве в классическом средневековье секс с согласия только одной стороны был редкостью? Вероятно, нет. Но этот эпизод вошёл в историю и лёг в основу книжки, а потом и фильма, потому что супруга Карружа не захотела молчать, а сам Карруж не побоялся вызвать соперника на судебный поединок.
Фильм Ридли Скотта разделён на три повествования: от лица Карружа, Ле Гри и Маргариты де Карруж (жены). Понятно, что у каждого героя своя правда, а вот задача по установлению истины путём сличения всех историй возложена на зрителя. Разгадывать этот ребус характеров необычайно интересно. Например, только с точки зрения Ле Гри становится понятно, насколько туп Карруж, и только с точки зрения Маргариты – насколько подл Ле Гри. Образы, как в хорошем рыцарском романе, не перегружены психологизмом, хоть «Последняя дуэль» — сложная драма, но, кто представляет добро, а кто зло, иллюзий не возникает.
Под сомнение можно поставить художественный ход, подчёркивавший истинность слов Маргариты (на чёрном экране всплывает слово «истина»). Как будто бы оба мужчины сочиняли свою реальность, и одна изнасилованная женщина увидела всё так, как было. Корректнее было бы оставить Маргариту таким же рядовым участником событий, а не «судиёй беспристрастным». К тому же, не совсем правильно показывать средневековую женщину столь волевой фигурой, решающейся на дерзость мужу. Несомненно, современная повестка требует соблюдения правил толерантности, но если получилось сделать фильм без представителей ЛГБТ и чернокожих, то почему бы не вычеркнуть и сильных женщин?
Сцены сражений восхитительны. Они даже лучше, чем в «Царстве небесном», где вызывала смущение графика, в особенности в эпизодах с огненными шарами. Финальный поединок поставлен не просто эффектно или захватывающее, а страшно. Начинаясь сшибкой и переключаясь на рукопашный бой, он трижды заставляет думать, что всё уже кончено. У этого поединка есть своя внутренняя драматургия. Наверняка, в последующих материалах о влиянии Ридли Скотта на мировое кино эта сцена будет приводиться, как пример высококлассной режиссуры.
«Последняя дуэль» — лучший за последние десятилетие эпос о рыцарях, прекрасных дамах и жестоких веках. Это эталон голливудского блокбастера, балансирующего между массовым прокатным и фестивальным кино. Фильм заканчивается на минорной ноте, но грустно вдвойне, потому что первое знакомство самое волнующее. Когда теперь появится фильм равный по силе «Последней дуэли»?