На экраны вышел фильм из Южной Кореи, названный «Дефолт». «Кино-Панк» рассказывает, о чем снято это кино и почему оно получилось сложным для зрителя – и в плане понимания, и в плане ощущений.
Фильм снят на основе реальных событий – одного из самых драматичных этапов в истории современной Южной Кореи. В 1997 году страна пережила дефолт. Экономика страны была полностью разрушена, валютный резерв истощен, всякая торговля с внешним миром прекратилась. Банкротство целого государства — одно из худших бедствий для его народа. В этот период количество самоубийств выросло на 40%. Люди массово продавали жилье и им все равно нечем было кормить семью. А причина такого бедственного положения – «воздушная пирамида», система кредитования, когда одна компания платит своим поставщикам «простым» векселем, еще несуществующими деньгами, которые сам же одолжил у другой компании. Бумагой, не дающей никаких гарантий, можно выплатить необходимую сумму, только если бизнес крупнейшей компании, стоящей в самом начале цепочки, процветает. Тогда полученная прибыль «спускается» по пирамиде вниз и дает бумагам реальную ценность. Но если эта компания банкротится, «простые» векселя становятся просто бумажками, и оплатить ими уже ничего нельзя – ведь деньги, прописанные в них, так и не появились на свет. На этой системе и была основана экономика Южной Кореи, одной из самых финансово успешных мировых стран. Привычка «жить в долг» никого не беспокоила и владельцы бизнеса не чувствовали угрозы, даже когда один из крупнейших банков объявил себя банкротом.
Именно эту сложную экономическую систему фильм ставит своей задачей объяснить зрителю. В кинематографе почти нет примеров, когда художественное произведение основано на идее финансовой грамотности, а не истории конкретных людей. Конечно, и человеческие судьбы тут есть, но они лишь оттеняют общую катастрофу, кино не фокусируется на них, как на главных персонажах.
Главная героиня – необыкновенно умный финансист, которая почувствовала надвигающуюся катастрофу раньше всех, но не сумела убедить в этом руководство вовремя. Она всеми силами старается предотвратить дефолт, но когда понимает, что это невозможно, старается убедить свое руководство рассказать о приближающемся бедствии людям. Раз за разом она терпит поражение – ее заявления логичны и разумны, но недостаточно высокая должность, а самое главное, пол, мешают ей повлиять на ситуацию. Да, именно гендерные предрассудки в Корее 1997 года показаны с наиболее заметным акцентом: буквально через каждую сцену героиню поливают ушатом оскорблений, а ее непосредственный руководитель не решается вступиться за женщину. Возможно, это попытка продемонстрировать гендерное неравенство в Корее того времени, но еще больше это похоже на желание показать ситуацию в сфере бизнеса, консервативной и закоснелой, отставшей от реалий и живущей стереотипами. Причиной этому – банальная лень, та самая, которая не позволила всем участникам всей экономической системы страны вовремя заметить ее плачевное финансовое положение.
Второй герой фильма – умный, предприимчивый парень, который тоже почувствовал приближающийся дефолт вовремя и решил сделать на этом деньги. Он набирает себе в помощники двоих таких же беспринципных, но глуповатых богачей и занимается скупкой недвижимости, которую продают за бесценок отчаявшиеся люди. Молодой человек олицетворяет собой тот тип людей, которые смогли нажиться на экономической ситуации в стране, а когда кризис закончился, возглавили крупнейшие корпорации государства. Этот типаж также знаком многим, в том числе и российским гражданам, пережившим кризис 90-х.
И третья история, рассказанная в фильме – судьба мелкого предпринимателя, рабочего человека, того самого, по которому дефолт ударил серьезнее всего. Именно такие люди, как этот простой, доверчивый мужчина, оказались без средств к существованию. Именно такие люди были в шаге от самоубийства, а кто-то даже решался на него. Эту историю режиссер постарался сделать наиболее эмоциональной и трогательной – и не зря, ведь тогда вся трагедия, пережитая только глазами предприимчивых обеспеченных людей, потеряла бы всякую идею и смысл.
Так, с помощью трех героев и историй, «Дефолт» наглядно объясняет общий смысл финансового кризиса, создает для зрителя общую картину происходящего. Она получается даже немного «стерильной» — в ней почти нет культурных элементов Южной Кореи, ничего чрезмерно яркого и личного, только факты, цифры и схемы. Их в картине действительно много, и поэтому он получается наглядным пособием по экономическим системам, основанным на цепочке кредитований. Это, пожалуй, главное достоинство фильма – его можно было бы показывать на базовых занятиях по экономике в школах или университетах. При этом рассказанные создателями истории позволяют не просто понять, а пережить горе, которое связано с абстрактными, на первый взгляд, экономическими терминами. Но, конечно, этот фильм получился сложным, местами затянутым и невыдающимся в художественном смысле. Кадры простые, диалогов, пожалуй, слишком много, а концовка оставляет впечатление незаконченности – напряжение совершенно не спадает, сценарий завершается на подвешенном моменте. Самые интересные моменты развязки почему-то остаются за кадром – им посвящено буквально несколько предложений на черном экране. Поэтому «Дефолт» стоит смотреть, чтобы научиться новому, вспомнить старое и понять, «как не надо», а не для зрительского удовольствия.