Кино-панк

Полные бесцензурные версии материалов читайте в нашем Telegram (@kipunk)

Так не надо: корейский «Дефолт»

На экраны вышел фильм из Южной Кореи, названный «Дефолт». «Кино-Панк» рассказывает, о чем снято это кино и почему оно получилось сложным для зрителя – и в плане понимания, и в плане ощущений.

Фильм снят на основе реальных событий – одного из самых драматичных этапов в истории современной Южной Кореи. В 1997 году страна пережила дефолт. Экономика страны была полностью разрушена, валютный резерв истощен, всякая торговля с внешним миром прекратилась. Банкротство целого государства — одно из худших бедствий для его народа. В этот период количество самоубийств выросло на 40%. Люди массово продавали жилье и им все равно нечем было кормить семью. А причина такого бедственного положения – «воздушная пирамида», система кредитования, когда одна компания платит своим поставщикам «простым» векселем, еще несуществующими деньгами, которые сам же одолжил у другой компании. Бумагой, не дающей никаких гарантий, можно выплатить необходимую сумму, только если бизнес крупнейшей компании, стоящей в самом начале цепочки, процветает. Тогда полученная прибыль «спускается» по пирамиде вниз и дает бумагам реальную ценность. Но если эта компания банкротится, «простые» векселя становятся просто бумажками, и оплатить ими уже ничего нельзя – ведь деньги, прописанные в них, так и не появились на свет. На этой системе и была основана экономика Южной Кореи, одной из самых финансово успешных мировых стран. Привычка «жить в долг» никого не беспокоила и владельцы бизнеса не чувствовали угрозы, даже когда один из крупнейших банков объявил себя банкротом.

Кадр из фильма «Дефолт»

Кадр из фильма «Дефолт»

Именно эту сложную экономическую систему фильм ставит своей задачей объяснить зрителю. В кинематографе почти нет примеров, когда художественное произведение основано на идее финансовой грамотности, а не истории конкретных людей. Конечно, и человеческие судьбы тут есть, но они лишь оттеняют общую катастрофу, кино не фокусируется на них, как на главных персонажах.

Кадр из фильма «Дефолт»

Кадр из фильма «Дефолт»

Главная героиня – необыкновенно умный финансист, которая почувствовала надвигающуюся катастрофу раньше всех, но не сумела убедить в этом руководство вовремя. Она всеми силами старается предотвратить дефолт, но когда понимает, что это невозможно, старается убедить свое руководство рассказать о приближающемся бедствии людям. Раз за разом она терпит поражение – ее заявления логичны и разумны, но недостаточно высокая должность, а самое главное, пол, мешают ей повлиять на ситуацию. Да, именно гендерные предрассудки в Корее 1997 года показаны с наиболее заметным акцентом: буквально через каждую сцену героиню поливают ушатом оскорблений, а ее непосредственный руководитель не решается вступиться за женщину. Возможно, это попытка продемонстрировать гендерное неравенство в Корее того времени, но еще больше это похоже на желание показать ситуацию в сфере бизнеса, консервативной и закоснелой, отставшей от реалий и живущей стереотипами. Причиной этому – банальная лень, та самая, которая не позволила всем участникам всей экономической системы страны вовремя заметить ее плачевное финансовое положение.

Кадр из фильма «Дефолт»

Кадр из фильма «Дефолт»

Второй герой фильма – умный, предприимчивый парень, который тоже почувствовал приближающийся дефолт вовремя и решил сделать на этом деньги. Он набирает себе в помощники двоих таких же беспринципных, но глуповатых богачей и занимается скупкой недвижимости, которую продают за бесценок отчаявшиеся люди. Молодой человек олицетворяет собой тот тип людей, которые смогли нажиться на экономической ситуации в стране, а когда кризис закончился, возглавили крупнейшие корпорации государства. Этот типаж также знаком многим, в том числе и российским гражданам, пережившим кризис 90-х.

Кадр из фильма «Дефолт»

Кадр из фильма «Дефолт»

И третья история, рассказанная в фильме – судьба мелкого предпринимателя, рабочего человека, того самого, по которому дефолт ударил серьезнее всего. Именно такие люди, как этот простой, доверчивый мужчина, оказались без средств к существованию. Именно такие люди были в шаге от самоубийства, а кто-то даже решался на него. Эту историю режиссер постарался сделать наиболее эмоциональной и трогательной – и не зря, ведь тогда вся трагедия, пережитая только глазами предприимчивых обеспеченных людей, потеряла бы всякую идею и смысл.

Так, с помощью трех героев и историй, «Дефолт» наглядно объясняет общий смысл финансового кризиса, создает для зрителя общую картину происходящего. Она получается даже немного «стерильной» — в ней почти нет культурных элементов Южной Кореи, ничего чрезмерно яркого и личного, только факты, цифры и схемы. Их в картине действительно много, и поэтому он получается наглядным пособием по экономическим системам, основанным на цепочке кредитований. Это, пожалуй, главное достоинство фильма – его можно было бы показывать на базовых занятиях по экономике в школах или университетах. При этом рассказанные создателями истории позволяют не просто понять, а пережить горе, которое связано с абстрактными, на первый взгляд, экономическими терминами. Но, конечно, этот фильм получился сложным, местами затянутым и невыдающимся в художественном смысле. Кадры простые, диалогов, пожалуй, слишком много, а концовка оставляет впечатление незаконченности – напряжение совершенно не спадает, сценарий завершается на подвешенном моменте. Самые интересные моменты развязки почему-то остаются за кадром – им посвящено буквально несколько предложений на черном экране. Поэтому «Дефолт» стоит смотреть, чтобы научиться новому, вспомнить старое и понять, «как не надо», а не для зрительского удовольствия.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2019 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018