Кино-панк

Чувство некрасивого обмана: «Оккупант»

Платформа Netflix продолжает парад испанских фильмов новой драмой «Оккупант». Мария Михайлова рассказывает, стоит ли смотреть мрачноватую картину о том, как украсть чужой дом, семью и жизнь.

Хавьер – стареющий, но еще вполне бодрый и статный мужчина, чья жизнь до определенного момента была идеальной. Хорошая работа, жизнь в престижном квартале Барселоны, семья, которая вроде бы и не эталонная, но и не проблемная. В один момент жизнь Хавьера начинает рушиться. Он теряет свою рабочую хватку рекламщика, вместо блестящих идей к нему начинает приходить одна банальщина, постепенно он лишается работы в крупной компании. Ни в одно место, даже самое небольшое, мужчину больше брать не хотят, а курсы мотивации, на которые он ходят, лишь раздражают его. Когда Хавьер вынужден отказаться от съема своей шикарной квартиры и переехать на окраину Барселоны, вскрываются и другие проблемы. Жена, в надежде помочь мужу, устраивается уборщицей в магазин, но ее попытки скрыть бедственное положение семьи раздражают Хавьера так же, как запах отбеливателя от ее рук после рабочей смены. Сын, страдающий ожирением, не способен даже вынести легкую пробежку с отцом – а еще он терпит насмешки в школе и совершенно не идет на контакт с семьей. Хавьер чувствует, что лично он достоин куда большего – и начинает следить за семьей, которая поселилась в его бывшей шикарной квартире. Постепенно в его голове зреет план, как украсть у Томаса – главы семьи – его успешную, красивую и куда больше подходящую ему, Хавьеру, жизнь.

Кадр из фильма «Оккупант»

Кадр из фильма «Оккупант»

Создатели картины и исполнитель роли Хавьера тщательно поработали над формированием психологического портрета главного героя – так, что он заметно выделяется на фоне всех других персонажей фильма. С первых минут зритель, который, казалось бы, должен посочувствовать неудачам мужчины и хотя бы попробовать примерить его ситуацию на себя (ведь увольнение может случиться почти с каждым), начинает ощущать смешанные, неприятные эмоции по отношению к Хавьеру. Вместо понимания смотрящий испытывает стыд, непонятное отторжение и даже страх к главному герою, несмотря на то, что первая треть фильма не дает ни одного фактического повода считать Хавьера подлецом. Намеки поступают совсем незаметно: это бытовая жадность, попытки уцепиться за прежнюю жизнь (например, упрямое нежелание продавать машину) или зависть к чужим успехам. Но особенно бросается в глаза его неумение быть настойчивым тогда, когда это нужно – на собеседовании Хавьер говорит шаблонами и смотрится неубедительным, но после вдруг злобно атакует невинного служащего компании за то, что он не идет на уступку и не обнуляет ему счет за парковку. Зритель может и не заметить все эти знаки мелочности, тирании и поначалу склонен верить Хавьеру, как и Томас, чью жизнь тот намеревается отнять. Но подспудное чувство неприязни к герою в итоге оказывается верным и уже к середине повествования становится ясно, что «Оккупант» снят об отрицательном персонаже, антигерое, который пробирается в чужие жизни и паразитирует на добрых, но невнимательных людях.

Кадр из фильма «Оккупант»

Кадр из фильма «Оккупант»

По сути, «Оккупант» является фильмом-предупреждением, обманом зрения с последующим разоблачением. Не каждому зрителю будет приятно понять, что какое-то время он был обманут так же, как и персонажи картины, причем абсолютно все: внимание здесь сфокусировано только на Хавьере, а прочие характеры почти не раскрыты и даже оставляют одинаковое впечатление, положительное, но блеклое. Из-за того, что главный антигерой полностью доминирует в «Оккупанте», картину довольно непросто смотреть, а после фильма к зрителю как будто прилипает неприятная подозрительность. Без сомнения, авторы картины реализовали интересную идею о том, как человек постепенно может занять место другого – втирается в доверие к нужным ему людям, потом подрывает отношения в паре с помощью лжи, манипулирует чужим искренним желанием помочь и, наконец, вытесняет все ненужные элементы из своего нового идеального мирка. С точки зрения психологии «Оккупант» может стать почти что учебным пособием по тому, как распознать человека-паразита, выявить подлеца и по тому, когда стоит доверять своим ощущениям. «Если тебе кажется, то тебе не кажется» — как будто бы говорят создатели фильма. Но стоит ли просмотр картины того неприятного осадка и чувства недоверия ко всему миру, которое возникает после – неясно. Далеко не всегда бывает правильным подозревать в каждом новом знакомом потенциального «оккупанта».

Лучшие истории о кино в нашем Telegram!

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018