Кино-панк

Солнце светит, и растёт трава, но тебе она не нужна: «Наездница»

На Netflix вышла неоднозначная картина «Наездница», соединившая в себе разговор о психических заболеваниях и мистику. Мария Михайлова рассказывает, что в итоге получилось у создателей фильма.

Сара – обычная девушка, которая живет размеренной жизнью без каких-либо новшеств: работает в магазине рукоделия, ходит на зумбу, навещает любимую лошадь на конюшне, а по вечерам смотрит сериал про сверхъестественное. У нее есть странности: застенчивость, некоторая зацикленность на привычных вещах и ритуалах, лунатизм. Но они многим кажутся милыми и не мешают жить до тех пор, пока соседка Сары не решает устроить вечеринку в честь дня рождения главной героини. На импровизированной вечеринке девушка знакомится с приятным парнем по имени Даррен и перебирает с алкоголем. Два сильнейших всплеска- эмоциональный и физический – становятся для Сары спусковым крючком, рычагом. Ей начинают сниться странные сны, которые все теснее и плотнее переплетаются с реальностью, лунатизм прогрессирует, а саму героиню начинают посещать бредовые, маниакальные идеи. В попытке разобраться с собой самостоятельно Сара приходит к выводу о том, что она – клон собственной бабушки, ее похищала внеземная цивилизация, а теперь ее хотят снова забрать в космос.

Кадр из фильма «Наездница»

Кадр из фильма «Наездница»

По общему замыслу «Наездница» выглядит фильмом, посвященным строго психическим заболеваниям. В картине довольно точно и метко показывают состояние человека, который постепенно перестает контролировать собственный разум, эмоции и поведение. Сценарист фильма и исполнительница главной роли Элисон Бри вложила в работу большую долю личного опыта, а также истории из своей жизни: женщины по ее материнской линии страдали психическими отклонениями. Итог получился весьма убедительным. Зрителю не пытаются показать безумца, которого никак не понять стороннему ментально здоровому человеку. С помощью демонстрации снов Сары аудитория может увидеть именно ее «реальность», ее «правду», в которой она существует. В этом состоянии и кроется главная трагедия душевнобольного человека: он чувствует себя непонятым, одиноким, а невозможность доказать окружающим свою правоту дестабилизирует его еще больше.

Кадр из фильма «Наездница»

Кадр из фильма «Наездница»

Тем не менее, несмотря на эмоционально точную картину состояния психически больного человека, «Наездница» позволяет себе несколько неосторожных действий, которые могут серьезно испортить впечатление от фильма. Создатели позволили себе уйти в некоторую мистификацию, не до конца давая зрителю разобраться в том, действительно ли Сара больна или же сам жанр фильма подразумевает наличие в нем сверхъестественных сил. Понятно, что такая путаница создана намеренно: так аудитория еще глубже погружается в состояние главной героини, которая не способна отличить реальность от сновидений. Однако в таком подходе ощущается некоторая фривольность по отношению к психическим заболеваниям, попытка уйти в лишние и даже опасные рассуждения о том, что «не все безумцы безумны». В красивых и порой слишком загадочных видениях Сары видится романтизация психологических отклонений, ведь зритель так до конца и не поймет – девушка действительно больна или, может, она действительно провидица? Так фильм вредит сам себе, уводя аудиторию от разумных и нужных вопросов в область мистификации. Еще больше он может навредить самим психически нездоровым людям, для которых такая манера подачи может стать таким же фактором, каким для Сары стал ее любимый сериал про сверхъестественное.

Кадр из фильма «Наездница»

Кадр из фильма «Наездница»

После просмотра «Наездницы» у зрителя, скорее всего, останется очень двоякое впечатление. С одной стороны, в картине явно ощущается искреннее сочувствие к таким людям, как Сара. Создатели очень хотели показать отчаяние, растерянность и защитные механизмы человека, чья нервная система подвержена большому риску. Задеты и такие важные вопросы, как наследственная передача психических заболеваний – что является еще одним серьезным аргументом в пользу признания ментальных отклонений полноценной областью медицины. Хорошо исполнила роль главной героини Элисон Бри: в ее работе чувствуется что-то действительно личное и болезненное. Тем более странным кажется тот факт, что в картину вложили столько ненужной туманности и романтизма – ведь именно с таким отношением к психическим отклонениям борются доктора, больные и сама Элисон.

Лучшие истории о кино в нашем Telegram!

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018