КИНО-ПАНК

И снова те дни в Далласе: «Как убили Джона Кеннеди»

14 апреля в сети кинотеатров «Мираж», в рамках нового проекта «Мираж мания», стартовала неделя документального кино. Первым был показан триллер от блистательного (но заигравшегося в защитника авторитарных лидеров) Оливера Стоуна – «Как убили Джона Кеннеди». Александр Николаенко рассказывает, почему его впечатлило кино, практически полностью собранное из уже публиковавшейся хроники.

Зритель, знакомый с программами «Послания к человеку», «Артдокфеста» или даже документального конкурса Каннского кинофестиваля, прекрасно знает о вальяжной неспешности неигрового кино. И стажёры, и мастера первой величины, например, Виталий Манский, обожают любоваться медленными кадрами, фиксирующими нагую жизнь, искать смыслы не в словах, а в паузах, красться за героями, выжидая выразительного жеста. Метод Оливера Стоуна диаметрально противоположен. В первую очередь ему необходимо жадное зрительское внимание, поэтому каждые восемь минут он готов устраивать эмоциональную встряску.

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

О чём фильм? Об убийстве Кеннеди. Значит, необходимо несколько раз и с нескольких планов вклеить хронику с взрывающейся головой президента, зафиксировать внимание на первой леди, ползущей по багажнику кабриолета за куском черепа, показать обезображенный труп, переключиться на арест Ли Харви Освальда и остановиться ещё на одном убийстве. Бешенный темп фильма не сбивают даже многочисленные интервью с экспертами, расставленные настолько филигранно, что каждое слово или подтверждает хроникальные кадры, или уводит мысль в те плоскости, которые невозможно иллюстрировать, но возможно представить.

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

Что нового раскрыл Стоун о самом громком убийстве в демократическом мире XX века? Выстрелы велись с нескольких позиций, хоть причастность Ли Харви Освальда так до конца и не доказана, есть факты, подтверждающие его сотрудничество со спецслужбами. Личность Джейкоба Рубинштейна, застрелившего конвоируемого Освальда, тоже неоднозначна. Вероятно, и он не спятивший от горя патриот, а завербованный гражданский, отправленный «потушить» языка, но моментально пойманный полицией. Этакий Меркадер. В целом, Стоун пытается подвести зрителя к мысли, что настолько сложные спецоперации, как ликвидация действующего президента, невообразимы без участия людей с удостоверениями, которые заранее изучат карты маршрута, выберут снайперские позиции, подготовят наёмников.

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

Кадр из фильма «Как убили Джона Кеннеди»

Понятно, что для России, где застрелить политика на мосту, отравить в самолёте, попытаться ослепить зелёнкой, убийство, скоординированное на самых верхах, – дело привычное, поэтому история о расправе над хорошим человеком воспринимается, как «видели-знаем». Но для западного мира она важна, страшна и показательна. И, кажется, фильм Оливера Стоуна отлично справляется с задачей пригрозить кулаком теневым кардиналам, прикрикнуть: «Мы всё равно выведем Вас на чистую воду!» И может быть горящее сердце режиссёра-расследователя спасёт или уже спасло какого-нибудь молодого политика, думающего о нуждах электората, а не о дворцах и яхтах.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018