КИНО-ПАНК

И вестерн, и мелодрама, и космическая опера: «Смешарики снимают кино»

Это один из немногих мультфильмов, о котором можно поговорить серьезно. Он сделан не только для детей. 11 октября в «Мираж Синема» на Большом проспекте состоялась премьера «Смешарики снимают кино». Мария Михайлова размышляет о мультсериале, занимающем особое место в российском кинематографе даже спустя 20 лет.

Российскую мультипликацию невозможно назвать слабой или неконкурентной. Крупные студии: «Мельница», «Паровоз», «Воронеж» (прежнее название Wizart Animation) — активно выпускают дорогие и качественные работы. Но существуют «Смешарики», которые держатся особняком от этой битвы, следуют собственной концепции – и выделяются на общем фоне с 2003 года, сохраняя культовый статус.

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

После сомнительных экспериментов с 3D-технологией мультфильм вернулся к исходному формату, и «Смешарики снимают кино» — то самое классическое многосерийное шоу, объединенное общей темой. На этот раз создатели решили не изменять формуле успеха, и в этой премьере есть все характерные черты, которые привели мультфильм к популярности.

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Во-первых, это адаптивность под любую аудиторию – то самое, благодаря чему «Смешарики» становятся мультфильмом для по-настоящему семейного просмотра. В них есть многогранный юмор и вариативность тем. А еще «Смешарики» — один из самых ярких постмодернистских проектов. В «Смешарики снимают кино» это видно особенно хорошо, ведь создатели прошлись по всему мировому кинематографу, тонко сплетая детский юмор с ностальгическими реверансами в сторону знаменитых фильмов. Премьера охватила почти все популярные жанры от вестерна до космооперы с явной аллюзией на «Звездные войны», куда забавно вписалась Железная няня, атакующая дроидов.

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Во-вторых, создавая «всевозрастной» контент, команда «Смешариков» не превращает его в сборную солянку. Отсылки и аллюзии здесь работают не только как юмористический механизм или декорации, а как сюжетный элемент со смысловым наполнением. Возможно, именно поэтому «Смешарики» стали одним из любимых произведений для анализа. Скажем, сюжет, где Лосяш пишет сценарии к двум фильмам и путает их, из-за чего происходит симбиоз жанров – чем не предмет для размышлений на тему культурной глобализации?

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Но в-третьих, и в главных, это легкий и по-настоящему жизненный нарратив историй, без нравоучений и чрезмерной педагогичности. Как говорил создатель «Смешариков» Анатолий Прохоров, здесь нет «борьбы хорошего с лучшим», зато есть настоящие конфликты, в которых проявляются не самые лучшие стороны персонажей. «Смешарики» — это не стерильная история про хороших героев, которые делают добрые дела, после чего все дружно берутся за руки и водят хоровод. Это мультфильм с настоящей драматургией, которая строится по классической схеме – то есть, через конфликт. Здесь нет страха напугать ребенка плохим поступком, но добрый посыл «Смешариков» от этого никуда не пропадает. Как итог: зрителям интересно смотреть на живых и сложных персонажей, искать в них себя и сравнивать. Самовлюбленная Нюша, раздражающе активный Крош или явно страдающий тревожностью Ежик – все это понятные и близкие типажи.

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Кадр из мультфильма «Смешарики снимают кино»

Отдельно трогает, как именно создатели «Смешариков» решили отпраздновать 20-летие мультфильма – через двойной автопортрет. В очередной раз ломая 4 стену, в титрах они показывают процесс «съемок» того, как сами персонажи снимают кино. Уровень сюрреализма зашкаливает, но не раздражает, потому что не влияет на восприятие мультфильма. И, хоть смыслов здесь не меньше, чем в легендарном «Ежике в тумане», мультик остается мультиком – веселым и бесхитростным.

Возможно, неизменная 2D-рисовка и концепт коротких скетчей однажды приведет «Смешариков» к зрительскому перенасыщению. Но, как показала практика, эксперименты с формой мультфильму противопоказаны: слишком самобытным получился этот анимационный проект. Впрочем, пока остаются неохваченные сеттинги и ситуации, за успех сериала можно не бояться. Хочется лишь понадеяться, что закончатся они нескоро.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018