Кино-панк

Голливудские холмы в якутской тайге: «Иччи»

Якутия продолжает удивлять зрителей громкими кино-событиями: взять хотя бы «Пугало», которое вышло в 2020 году. На этот раз перед нами – работа режиссера Костаса Марсаана, который снять хоррор с узнаваемыми жанровыми элементами, но особым якутским фольклором и колоритом. О том, удачно ли воплотился авторский замысел, рассказывает Мария Михайлова.

С колоритом в «Иччи» нет никаких проблем – сложно представить себе что-то более аутентичное и завораживающее, чем рассказ о духах посреди бескрайних якутских лесов, о потерянных в глуши людях, о поверьях, которые сильнее всякого времени. Но что же случилось с жанром? Хоррор вышел здесь настолько простым и неказистым, что не обрамляет, а буквально портит самобытность истории. И ощущение это настолько сильно, что так и хочется посетовать «ну зачем это кино так упростили!»

Кадр из фильма «Иччи»

Кадр из фильма «Иччи»

Якутский фольклор, используемый режиссером для создания истории (рассказ про духа Иччи) имеет гораздо больший потенциал и так и напрашивается на мистический, красивый фильм с долгими кадрами. К этому располагает не только сценарий и уникальная фактура лесной глуши, но и безусловно талантливый тандем режиссера и оператора. Все эти яркие, точные детали: лошадь, деревянная фигурка всадника, череп, лодка в сумеречной реке – несут в себе намного больше смысла, чем даже само повествование. Визуальный ряд настолько хорош, что им хочется любоваться, как документальным кино о жизни в якутской глубинке, забывая про сюжетные перипетии. И поэтому, как только в эту стройную, живописную систему начинают грубо вторгаться элементы одного из самых массовых жанров, магия кино рушится, мираж развеивается – и остается только огорчение от неудачного хоррора.

Кадр из фильма «Иччи»

Кадр из фильма «Иччи»

Если пытаться сделать фильм ужасов красивым и эффектным, нужен серьезный бюджет. К сожалению, уже давно не пугают зрителей стандартные приемы – ворона залетела в дом, отражение мертвеца вдруг село в кровати, ребенок в страшной маске входит в пылающий дом. Резкие движения и громкие звуки не будоражат, а раздражают, воспринимать фильм становится только сложнее. В кинематографе есть отличные примеры, как сделать фильм ужасов почти без бюджета (как правило, работая в мокьюментари), но «Иччи» изначально взял другую тональность, сделал ставку на красивый визуал, и поэтому такие приемы смотрелись бы дико. Но недостаток эффектов не позволил авторам сделать и тот самый, щекочущий нервы хоррор на уровне, к которому они стремились. «Иччи» кажется устаревшим и упрощенным всякий раз, как его пытаются вернуть в плоскость «ужастика». И такое желание угодить массовому зрителю кажется небрежностью по отношению к самому материалу, который позволял сделать глубокое, драматичное, авторское кино без оглядки на острые ощущения.

Кадр из фильма «Иччи»

Кадр из фильма «Иччи»

В сценарии команда фильма путается не меньше, чем в технических приемах, и в какой-то момент, после неудачных попыток «Иччи» запугать и нарастить градус интриги, зритель вдруг понимает, что потерял саму нить повествования. Постоянные перемещения из сна в реальность и наоборот создают эффект головокружения и дезориентации. Понятно, что похожего и хотелось добиться режиссеру, но обилие намеков и вопросов без ответов – что случилось с семьей, кто же такой все-таки Иччи, какое отношение имеет история девочки в маске к семейной неурядице героев – заставляет недоумевать, а не гадать над разгадкой. Кроме того, фильму явно не хватило экранного времени на знакомство с героями. Конфликт развивается буквально за день, со множеством действующих лиц: без предысторий и флешбеков, с не вполне ясной мотивацией, с обилием эмоцией и нехваткой содержательных диалогов.

Кадр из фильма «Иччи»

Кадр из фильма «Иччи»

Фольклорные мотивы – то, на чем долго можно играть в разных жанрах кино. И хоррор, конечно, тут не исключение. Перенести на экран жуткие легенды, поверья, образы и символы особенно интересно, если они не избитые, а малознакомые, и потому интересные широкому зрителю. В Якутии такого материала предостаточно – остается только грамотно отобрать и органично вставить его в работу. И как раз органичности, тонкости и не хватило создателям, когда они пытались наложить на картину шаблоны хоррора. Но больше всего расстраивают даже не ошибки команды, а сами попытки сделать эталонный «голливудский» ужастик там, где могло бы получиться великолепное сложное и атмосферное кино. Как будто Иччи сам взял фильм под свой контроль и просто не позволил сделать из него что-то жанрово привычное. Возможно, режиссеру все-таки стоило поддаться его чарам.

© 2014-2021 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018