КИНО-ПАНК

Движение по прямой: «Идиократия»

Антиутопия обычно – жанр серьезный, но бывают и случаи, когда на его базе снимают комедийное кино. Мария Михайлова рассказывает об одном из таких примеров — фильме «Идиократия».

Само название картины, которое можно перевести с англо-греческого как «власть идиотов», намекает, что речь пойдет о том, как тупые люди пытаются управлять миром. Но речь здесь идет не о какой-либо правящей верхушке, а о всеобщей деградации человечества. В картине выведена теория, которая и впрямь смотрится довольно реалистично. Образованные, интеллигентные люди относятся к деторождению сверхответственно, а иногда и вовсе не находят времени и желания продолжать свой род. Самые глупые люди же не задумываются о тонких материях, и часто – даже о контрацепции, и потому продолжают практически неконтролируемо размножаться. Современные же блага цивилизации практически уничтожили механизм естественного отбора, позволив даже самым недалеким представителям человечества спокойно жить в свое удовольствие. Так, век за веком, популяция умных вытеснялась глупыми, до тех пор, пока цивилизация не деградировала до последнего предела и чуть не погубила сама себя.

Кадр из фильма «Идиократия»

Кадр из фильма «Идиократия»

Именно в такой мир идиотов, находящийся на грани самоуничтожения, попадают главные герои – капрал Джо Бауэрс и проститутка Рита. Они – участники эксперимента по замораживанию людей, проведенного в 21 веке, но забытого из-за криминально-бюрократических неурядиц. Случайно размороженные в 2505 году, герои оказываются в буквальном смысле самыми умными людьми на планете. Так начинаются их приключения в новом мире и попытки разобраться: что же делать, если ты окружен дураками.

Кадр из фильма «Идиократия»

Кадр из фильма «Идиократия»

Собственно сюжет в «Идиократии» играет не самую важную роль. Куда интереснее (и даже забавнее) выглядят сценки, описывающие подробности жизни в поглупевшем мире. Здесь хороша как сама картинка – например, вид из окна на перетянутые тросами небоскребы, готовые вот-вот развалиться, так и колорит персонажей. Здесь создатели не стесняются довольно жесткой сатиры: жители «дивного нового мира» выглядят как гэнгста-рэперы или дети-переростки в разноцветных толстовках и горе безвкусной бижутерии. Словом, авторы постарались создать не качественно новый образ идиотов, а взяли в пользование современную атрибутику и стиль, как бы намекая: люди вот такого «будущего» — уже среди нас.

Кадр из фильма «Идиократия»

Кадр из фильма «Идиократия»

Повествование выстроено легко и логично. Здесь нет зацикленности на каких-то определенных локациях, а напротив, все стремится к тому, чтобы раскрыть мир «идиократии» как можно полнее и шире. Зрителю покажут и судебную систему, и тюрьму, из которой можно сбежать, просто встав в другую очередь, и медицинскую отрасль, где лечат витаминной водичкой. Но ирония здесь, как и в случае с персонажами, построена на нашей же реальности – просто гипертрофированной. Интуитивный интерфейс деградировал здесь до формата картинок на панели управления (потому что читать тут никто больше не умеет), а кинематограф – до состояния картины «Задница», получившей 8 премий Оскар (на протяжении всего сеанса на экране — только ягодицы, с естественным для них звуковым сопровождением). Но, несмотря на то, что все экранное время создатели фильма шутят над идиотами, используя весь инструментарий тупых шуток, у юмора здесь каким-то образом получается не скатываться до состояния туалетного и «нижепоясного». Скорее наоборот: зритель будет смеяться не вместе с дураками, а над ними, но не со снисхождением, а с пониманием и даже легкой тревогой – а не выглядим ли мы сами так же убого для более развитых и умных людей? Именно поэтому «Идиократия» становится, во-первых, качественной комедией, а во-вторых – не менее качественной антиутопией. И с легкостью доказывает, что эти два жанра легко совместимы, даже на уровне такой, казалось бы, поверхностной темы, как «умный человек в окружении идиотов». Фильм лишен надменности и пафоса, не пытается создать абсолютно новую реальность и потому становится качественным. Он сумел удержаться на золотой середине между развлекательным и философским кино, оставаясь оригинальным, но при этом понятным и легким кино.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018