Кино-панк

Бросивший вызов пустыне: «Исчезающая точка»

Кино, как и любой другой вид искусства, формируется под влиянием времени. Вторая половина 60-х перевернула мировое представление об автостроении, мускулистые монстры стали символом молодости, энергии, безбашенности. Oldsmobile Cutlass, Chevrolet Chevelle SS, Chevrolet Nova, Pontiac GTO, Plymouth Barracuda, Plymouth Superbird на протяжении десяти лет соревновались в скорости, красоте и количестве продаж, но они не достигли уровня трёх главных гигантов американского автопрома: Ford Mustang, Chevrolet Camaro и Dodge Challenger. Александр Николаенко рассказывает о фильме «Исчезающая точка», воспевающем эпоху красоты, свободы и ревущих шедевров на колёсах.

История проста и универсальна — перегонщик дорогих машин из штата в штат по фамилии Ковальски ни с того ни с сего начинает безумную игру с полицейскими патрулями. Но его игра разворачивается по строгим правилам, он возвращается на место каждой аварии, чтобы удостовериться, что никто не пострадал. Забавно, но тогда, в 1971-м, кинематографисты еще не знали о существовании термина «политкорректность», поэтому самыми отъявленными негодяями показаны не полицейские, честно выполняющие свою работу, а гомосексуалисты, не замечающие за извращенными представлениями о жизни хороших и светлых вещей – доброты, взаимовыручки, дружбы.

Кадр из фильма «Исчезающая точка»

Кадр из фильма «Исчезающая точка»

Если бы режиссер «Исчезающей точки» Ричард Сарафьян избавился от сюжета и второстепенных персонажей, сохранив только погони и трюки на извилистых трассах, то кино получилось бы не менее замечательным; единственным недостатком такого решения пришлось бы признать резко ограничившийся круг тем, на которые смогли бы порассуждать критики. Для чего главный герой затеял рискованную гонку со стражами правопорядка? Чтобы ощутить жизнь; как в старом анекдоте про надгробные надписи, на которых помимо дат рождения и смерти указано сколько лет прожил человек, именно прожил (с женщинами, вином, кутежами), а не просуществовал на свете. Если верить Джеку Лондону для англосаксонца счастье равносильно свободе, поэтому молчаливый перегонщик машин Ковальски выбирает бесконечную пустыню и сумасшедшую скорость, чтобы познать, каково быть настоящим человеком.

Кадр из фильма «Исчезающая точка»

Кадр из фильма «Исчезающая точка»

Сарафьян мастерски передал психологический перелом, постепенный рост личности. Он как будто специально зажал и себя, и актера в тесной кабине «Челенджера», показывая, что не только полотенце на асфальте способно служить сценой, но и железная коробка с двумя жесткими креслами. Случай, когда глубокие мысли находят выражение через привлекательную и даже самостоятельно чарующую форму, продиктованную эпохой, редок для кинематографа. Все элементы мозаики сложились, «Исчезающая точка» стала легендарной картиной.

Лучшие истории о кино в нашем Telegram!

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018