КИНО-ПАНК

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы слушать песни из фильмов бесплатно и без регистрации.

История о том, как русские и поляки искали вход в библиотеку: «Либерея: охотники за сокровищами»

«Либерея: охотники за сокровищами» — еще одна попытка перенести формат западного приключенческого кино в российские реалии. Добавить исторический контекст и культурные особенности, прописать сценарий по готовому шаблону – выглядит простой задачей. Или нет? Разбирается Мария Михайлова.

Сюжет картины посвящен действительно загадочному месту, найти которое желали бы тысячи искателей – библиотеке Ивана Грозного под названием Либерея. Уникальный кладезь древних знаний, ценных рукописей и свитков ничем не уступает древним храмам, которые ищет Лара Крофт или Индиана Джонс. «Либерея» действительно могла бы стать красивым и захватывающим фильмом, который пробуждал бы в зрителях жажду к исследованию русской истории. Но картина так прочно вязнет в собственном сюжете, так быстро сдает позиции, что не удается прочувствовать ни кусочка из той мистической атмосферы, что окружает Либерею на самом деле.

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Главный герой Илья – молодой предприниматель, который по случайности оказывается ввязан в поиски Либереи. Ему достается наследство: старинный оклад, скрывающий в себе зашифрованный ключ к библиотеке. В компании фанатичного отца-ученого Аркадия и девушки-филолога Арины (напоминающей семиотика Лэнгдона из «Кода да Винчи») он пытается разгадать загадки и найти путь в Либерею.

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Уже на этапе знакомства с персонажами заметны проблемы с мотивацией героев. Например, Арину уговаривают принять участие в расследовании с помощью похищения. Сначала героиня ожидаемо и логично сопротивляется, но после простейшего перехода-склейки она уже с интересом изучает артефакт. Отец Ильи с первых кадров показывает себя как первостатейный мерзавец: бросив сына в детстве, он не испытывает к парню никаких отцовских чувств, высмеивает его глупость и цинично использует в качестве денежного мешка для экспедиции. В середине фильма с ученым происходит резкая и ничем не оправданная перемена – он вдруг осознает, что любит Илью, открывает в себе жертвенность и человечность. Зритель, похоже, должен осознать это после того, как Аркадий просит сына сделать с ним селфи. Сам Илья показан независимым и предприимчивым, но это никак не вяжется с тем, что он терпит унижения отца и тратит деньги на достижение непривлекательной для него цели (главного героя не интересует история).

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Противники троицы – клан Сапеги, злобные поляки, пытающиеся найти Либерею еще со средних веков. Здесь хотелось бы узнать что-то важное и уникальное, получить интересный двигатель сюжета, но нет: все, что движет этим кланом – «дело принципа». Так и получается, что кучка одних принципиальных энтузиастов пытается опередить еще одну такую же группу. Единственный человек, чей интерес понятен – ученый Аркадий. Он же берет на себя львиную долю исторических разъяснений, что опять-таки не вяжется с социопатическими особенностями его портрета.

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Кадр из фильма «Либерея: охотники за сокровищами»

Фильм все еще пытается достичь намеченной планки классического голливудского приключенческого кино с помощью юмора и экшна. Но без логической и мотивационной связи, без прорисованных портретов и ясного развития событий фильм превращается в мешанину из ярких картинок и экскурсов в историю. Огромное количество отсылок и заимствованных шуток только усиливает ощущение «компота»: как будто картина пытается «надеть все лучшее сразу», а про идею переноса русского культурного кода в массовое кино забывает в первые несколько минут хронометража.

Интересные и самобытные культурные элементы фильма, например, рассказ про библиотеку, детали из жизни северного племени, упоминания о филологической семиотике – единственное, что оставляет желание досмотреть картину до конца и хоть ненадолго забыть о всех нестыковках сюжетных линий. В остальном «Либерея» так и осталась неограненным алмазом с точки зрения идеи и сырым, на скорую руку сделанным материалом с точки зрения готового продукта.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018