Победитель Венецианского фестиваля, обладатель «Золотого льва» — фильм «Джокер» стал, пожалуй, самым ожидаемым кинособытием этой осени. «Кино-Панк» рассказывает, что несет в себе громкая премьера и почему появление этого фильма так важно для современного общества.
Те, кто хотя бы вскользь знакомы с кинофраншизой о Бэтмене или DC-comics, давно знают, что картина о Джокере не имеет ничего общего с фильмами о супергероях или о классических злодеях из комиксов. Кино получилось мрачным, очень сложным психологически и с совершенно другой атмосферой.
Здесь рассказывается о процессе становления Джокера как злодея. Целью режиссера Тодда Филлипса стало раскрытие личности этого героя, провести его глубокий психологический анализ и разобраться в том, как на свет появился тот антигерой, поступки и судьбу которого зритель уже знает. Весь фильм – большая предыстория, которая рассказывает о человеке не в духе комиксов, а в формате драмы. Даже несмотря на то, что в последние годы характеры персонажей «супергеройского кино» стали раскрываться глубже, драматичнее, их поступки стали менее однозначными, сам формат таких фильмов подразумевает наличие протагониста и антагониста. «Джокер» же изначально идет наперекор этому стилю, раскрывая историю человека, в котором есть и добро, и зло, но больше всего – надломленности, страха и боли. В каком-то смысле это – универсальная история про сломанного человека, который стал злодеем. В таком случае – для чего необходим именно Джокер, всем известный злодей из комиксов и фильмов?
Ответ на этот вопрос кроется именно в популярности и известности Джокера, как злодея. Даже люди, не смотревшие ни одного фильма и не читавшие ни одной истории об этом персонаже, знают, кто такой Бэтмен, кто такой Джокер, чем закончилось их противостояние и о том, что добро победило. Аудитории фильма известна биография героя, им известно то, кем он стал, какие вещи делал, как за это поплатился. А это означает, что режиссер был избавлен от необходимости продолжать историю злодея и смог сосредоточиться на главном – на том, как все началось, как героя сломал окружающий мир, как он изменился под давлением несчастья и безумия. Кроме того, наличие готовой сюжетной ветки позволило избавиться от заявлений об оправдании зла. Зритель уже знает, что Джокер – антигерой, что он поплатится за то, что сделал, что никто не будет делать поблажку его поступкам потому, что он сам в свое время стал жертвой жестокости мира. И это позволяет Филлипсу без всяких опасений разобрать психологию персонажа, проникнуться его бедой и горем. И сделать определенные выводы. Какие?
Артур – прошлое Джокера – грустный, добрый человек, работающий клоуном и мечтающий стать стендап-комиком. Шутить он не умеет, а кроме того, постоянно становится объектом насмешек и даже жертвой для избиений. Вдобавок Артур – психически нездоров, в прошлом находился в лечебнице и страдает редким расстройством психики: в моменты волнения он неудержимо смеется. Это становится для него главной бедой – люди не готовы подумать, что с ним что-то не так, и их жестокость только растет. Те же, кто знает про заболевание, не готовы помогать Артуру адаптироваться. Психотерапевт, к которой ходит герой, задает ему одни и те же вопросы, не интересуясь ответами, равнодушно выписывает лекарства, коллеги по работе пользуются его доверчивостью и подставляют его. Даже родная мать, единственный человек, которому Артур доверял, удивленно кидает, как бы невзначай: «Ты хочешь стать комиком? Но ты же совсем не умеешь шутить!» Зритель вынужден наблюдать не за внезапным падением в бездну, легким и как бы необъяснимым, а за медленным, мучительным рядом острых игл, которые вонзают в героя люди – коротких, почти незаметных, и ощутимо длинных.
История, которая случается с выдуманным персонажем Артуром, на самом деле, старается рассказать о реальных и очень острых социальных проблемах. В дневнике, который ведет будущий Джокер, записано: главная беда человека с расстройством психики в том, что общество ждет, чтобы ты вел себя так, будто заболевания нет. Эта мысль выражает суть одного из наиболее актуальных сегодня социальных явлений – движение за видимость людей с ментальными особенностями и психическими расстройствами.
Некоторые критики заметили, что может показаться, будто режиссер демонизирует психически нездоровых людей – ведь Джокер негативный персонаж – значит, обществу следует бояться таких же, как он. Но на самом деле фильм выражает одну очень простую идею об адаптации в обществе. Артура не принимает социум, он не может спокойно существовать в нем, и у него, как у любого другого существа, попавшего во враждебную среду, есть два варианта – либо уйти из жизни самому, либо подстроить окружающий мир под себя, подчинить его. На протяжении всей картины зритель видит, что Артур колеблется, постоянно подталкивает себя к самоубийству, но в итоге выбирает второй путь – просто потому, что в его случае злоба победила страх. Случай с Джокером не может призывать бояться людей с ментальными особенностями, он лишь показывает тот выбор, который встает перед каждым, кого отвергает среда обитания. И значит это лишь то, что социум, его правила и каждый отдельный человек должны быть внимательными и милосердными. Этот посыл, если понимать его правильно – и есть то самое, за что фильм получил «Золотого льва».
Отдельный и очень важный плюс картины заключается в визуальном исполнении. Фильм как будто немного «состарили», сняли на пленку, «запылили» цвета. Это подчеркивает как время действия, 80-е годы прошлого века, так и позволяет сделать кино более мрачным, угрюмым, соответствующим характеру сюжета. Музыкальное сопровождение – инструментальное, в котором инструменты порой играют немного вразнобой, — тоже подчеркивают растущую тревогу повествования. Получается очень тесный, плотный мир, в котором как будто вот-вот закончится кислород, в котором тошнотворно находиться, но из которого не выбраться, пока кино не закончится.
Звезда фильма Хоакин Феникс не просто дополняет общую систему – он выводит фильм на другой уровень. Сыграть безумие человека, находящегося на грани срыва всю свою жизнь, ему удалось настолько хорошо, что весь антураж, окружающий его, мог бы и не понадобиться. Болезненно, почти до уродства худой, с тяжелым взглядом и вызывающий смешанное чувство отвращения и жалости, Хоакин формирует образ того «юродивого», которого мы встречаем каждый день – в метро, на улицах, в лифте. От такого человека хочется отсесть в автобусе, от его существования отчаянно хочется «отмыться» — и ведь именно в этом заключается проблема, которую хочет донести «Джокер». Актер, как и вся съемочная команда, сделал все, чтобы зрителю было стыдно и противно. И чтобы к концу фильма ему вдруг стало ясно, что, оказывается, он испытывает это чувство не к Джокеру, а к самому себе.