Кино-панк

Варварский праздник самоуничтожения: «Кабинет доктора Калигари»

«Варварский праздник самоуничтожения, братская могила здоровых кинематографических начал, ассортимент раскрашенных холстов и чудовищных химер», — это далеко неполный набор эпитетов из восторженного отзыва Сергея Эйзенштейна о шедевре ужаса Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари». Александр Николаенко рассказывает о гениально страшном классическом фильме.

Синее ночное небо, старое ветвистое дерево, два человека в черных костюмах. Один из них начинает рассказывать мистическую историю о зловещем колдуне – докторе Калигали. Когда-то давно Калигари приехал в провинциальный город и устроил публичную демонстрацию вечно-спящего юноши. Несчастный поднимался из гроба только по велению хозяина. Он умел двигаться, говорить и предсказывать будущее. Вместе с устрашающими выступлениями сомнамбулы в городе начались загадочные убийства.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Роберт Вине не получил классического театрального образования. В молодости он пытался покорить юридические высоты, но быстро потерял интерес к бумажкам и делопроизводству. Попав под влияние уличных артистов, молодой целеустремленный немец увлекся драматургией и новым, зарождающимся искусством, кинематографом. Но в силу бесчисленного количества обстоятельств до режиссерского кресла он добрался только в 38 лет. Выпустив ряд короткометражных зарисовок, Вине понял, что готов творить в полную силу.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

«Кабинет доктора Калигари» взорвал широкие экраны в 1920 году. Этот фильм проложил дорогу сразу для двух направлений в киноискусстве; в его витиеватой пластике сплелись хоррор и экспрессионизм. К работе над картиной Вине привлек группу свободных художников Der Storm, которая нарисовала декорации и наполнила мизансцены причудливыми деталями. Мироощущение душевнобольного протагониста выражалось искривленными силуэтами зданий, путаными клубками дорог, горбатой хребтиной моста, косым горизонтом. Даже буквы в ремарках украсились острыми углами и рваными линиями.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари»

Подтекст, скрывающийся под многослойной визуальной красотой, остался прямолинеен. Чародей – аллюзия на немецкое правительство, устроившее кровавою бойню на территории всей Европы. Чезаре (сомнамбула) – народ, вовлеченный в бессмысленную войну. Закольцованная линия главного героя была призвана напоминать о карающей силе закона. Попытка отыскать правду, изобличить виновника трагедий превратилась в тропу к сумасшедшему дому.

Кто-то из известных постановщиков отмечал, что самые страшные образы в экранном искусстве должны быть похожи на человека. Вине упростил эту формулу, он заявил: «Самое страшное существо – человек». Седовласый старец в круглых очках и смешном цилиндре, бледный юноша с черными тенями вокруг глаз – каждый кадр с их участием вызывал мощный эмоциональный отклик у зрителей, живущих в начале прошлого века, и продолжает вызывать сейчас у современных искушенных киноманов. Возможно, столь ошеломительный эффект достигнут благодаря балансу реального и фантастического, возможно, благодаря магии открытой и покоренной Робертом Вине – киноэкспрессионизму.

Реклама на «Кино-Панк»

© 2014-2020 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018