КИНО-ПАНК

«Коридор бессмертия»: ложка стыда на День Победы

Всего за 17 дней, с 20 января по 5 февраля 1943 года, под интенсивными вражескими обстрелами была построена железная дорога, соединяющая освобожденный берег Невы с Ленинградом. Каждую ночь составы доставляли в город продукты, боеприпасы, топливо и оружие. Грузоподъемность одного паровоза была равна, ориентировочно, грузоподъемности 1000 полуторок. Железнодорожная ветка стала ключевой артерией, питающей город.

Подвиг тысяч строителей, путейцев, машинистов долгое время оставался забытым, стертым из народной памяти, только небольшой музей на станции «Петрокрепость» напоминал о бесстрашии железнодорожников. Около 5 лет назад режиссер Федор Попов объявил о начале работ над художественным фильмом «Коридор бессмертия». Средства собирали всем миром, в массовку привлекали волонтеров, в целом, приложили титанические усилия, и после всего этого выпустили банальное однодневное кино.

Фрагмент из фильма «Коридор бессмертия»

Фрагмент из фильма «Коридор бессмертия»

Сюжет фильма сосредоточен на бригаде одного из курсирующих между станцией Поляны и Финляндским вокзалом поездов. Больше о сюжете сказать нечего, потому что он не развивается. Едет поезд. Останавливается. Пускает дымовую завесу. Едет дальше. Конфликта, на котором бы держалась драма, – нет. Кого можно назвать положительным героем? Вероятно, бригаду поезда. А кого отрицательным? Вероятно, кого-то из немцев. Но немцы в фильме даже не показаны, они в темноте леса пускают минометные снаряды, никуда не попадают, и не собираются появляться в кадре.

Фотография со съемок фильма «Коридор бессмертия»

Фотография со съемок фильма «Коридор бессмертия»

Очевидно, что когда нет столкновений, взаимоотношений, единственного выбора, герои становятся пустышками, марионетками без ниток. В этом пункте появляется новый упрек авторам – художественные образы безлики. После элементарной попытки вспомнить, кого же показали в картине, приходится остановиться на: машинисте с усами, помощнике машиниста-картежнике, девочке-проводнице в платке, предателе без шапки; остальных бесконечно серых персонажей вспомнить невозможно. Если разложить в голове по полочкам информацию о том, каким был герой, для чего он был нужен, как менялся по ходу действия, то снова придется замереть с разведенными руками. Тишина и уткнувшиеся мордой в пол марионетки.

Фрагмент из фильма «Коридор бессмертия»

Фрагмент из фильма «Коридор бессмертия»

Под конец, наверно, стоит похвалить авторов за достоверное изображение механизмов, рычажков, датчиков и прочих деталей паровоза; за неплохо нарисованные самолеты; за масштабные декорации железнодорожного моста; за литературные диалоги и парочку мелодичных песен.

Однако вердикт остается жестким, «Коридор бессмертия» — это не кино, не художественное и не документальное произведение. От художественности он отделен отсутствием драматических элементов, в первую очередь конфликта, от документальности – вымышленностью происходящего. Что же это? Затянутое двухчасовое видео. Мост Федора Попова строился слишком долго, а до берега так и не дотянул.

Благодарим Ленинград Центр за организацию показа в Санкт-Петербурге

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018