КИНО-ПАНК

Король… молчит: «Жанна Дюбарри»

«Жанна Дюбарри» стала одной из самых ожидаемых картин лета благодаря долгожданному возвращению Джонни Деппа в кинематограф. Действительно, приятно наконец-то увидеть актера не в скандальных новостных сводках, а в профессиональной стихии. Как он справился с ролью короля Людовика ХV, и каким получился французский фильм о знаменитой фаворитке? Разбиралась Мария Михайлова.

Жанна Беко, или Дюбарри – реальная фигура с уникальным прошлым. Благодаря женским чарам она сделала головокружительную карьеру: из модистки-куртизанки превратилась в фаворитку Людовика XV – последнюю и самую опальную. Ее ненавидели даже больше, чем Помпадур, хотя Дюбарри была лишена политических амбиций.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Но самые захватывающие события произошли с Жанной уже после смерти короля. Дюбарри прошла через арест и заключение, кровавую смерть еще одного любимого, и, в конце концов, революционную гильотину. Сам момент ее смерти кинематографичен и драматичен. Не пытаясь играть в стоицизм и подражать гордой Марии-Антуанетте, Жанна бесчисленное множество раз повторила: «еще минутку, господин палач!», стоя на эшафоте. Казни бы не было, будь Дюбарри простой куртизанкой – но за успех и славу нужно платить, и Жанна отдала самую высокую цену. Возможно, неоправданную.

Зная захватывающую и такую цельную биографию Дюбарри, грустно видеть, что фильм посвящен лишь самому спокойному и роскошному этапу ее жизни. Картина рассказывает о возвышении знаменитой фаворитки и о ее любви к стареющему королю Людовику XV, о дворцовых интригах и версальском этикете, который Жанна нещадно нарушает каждый день. Разрушение нравственных устоев, рассказ про self-made woman – это, конечно, недалеко от исторической правды, но передает лишь ее малую часть, ту самую, которая важна в современной культурной повестке.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Пытаясь превратить многогранную историю Дюбарри в авторское высказывание, Майвенн (режиссер и исполнительница главной роли) добивается эффекта «богатые тоже плачут». Реально ли проникнуться сочувствием к героине, которая купается в роскоши, зарабатывает на жизнь соблазнением и становится королевской музой? Можно с легкой завистью посмотреть на роскошно костюмированную картинку (в которой куда больше внимания к деталям, чем в сценарии). Можно помечтать о жизни, когда единственной проблемой становятся косые взгляды. Но искренне расстроиться, что эпатажную и расчетливую девушку обижают придворные негодяи?

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Попытка выкинуть из фильма все лишнее упрощает и «холодит» его. Возможно, на зрителя куда сильнее подействовала бы сцена казни – вот где можно было бы поговорить о несправедливой опале и незавидной женской доле. Но вместо этого нас заставляют смотреть на воркование Майвенн с практически еще одним предметом роскошного интерьера – Джонни Деппом. Вероятно, актеру не давали много реплик, чтобы ему было легче сниматься во французском кино. Иначе как объяснить его постоянное молчание, замаскированное под царственную мудрость? Но использовать такую уловку в работе с опытным актером, имеющим за плечами французский брак, непрофессионально и даже странно.
Здесь молчание Деппа не нагружено смыслом, как в «Мертвеце». Нет здесь и каламбурного веселья Джека Воробья – это противоречило бы тону картины. Словом, нет ни одной причины появления Джонни именно в этом кино: роль почти безликого короля мог сыграть любой другой. В сочетании с общей серостью и пустотой фильма неудивительно чувство, что знаменитого актера пригласили в него только для пиар-функции.

Есть, впрочем, у «Жанны Дюбарри» и достоинство: ее легко смотреть. Картина хорошо отвлекает от своего содержания красочностью и неспешным ритмом повествования – как роскошный наряд в сочетании с изящными манерами может отвлечь собеседника от глупости говорящего. Но вряд ли можно обмануть зрителя надолго. К середине фильма он уже разглядит, что за претенциозной обложкой непримечательный романтический фильм, который в попытке стать оригинальным опирается на реальную историческую фигуру, как на костыль.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018