КИНО-ПАНК

Козлы, цыгане и любовь в солнечном Конаково: «Лето. Нулевые»

21 марта в прокат вышел дебютный фильм режиссера Сергея Илютина «Лето. Нулевые». Александр Николаенко на час свернул все информационные ленты, чтобы рассказать об очередном проекте, в котором реконструируется недалекое, как будто бы безоблачное прошлое.

Из колонок хрипит: «Почему же, почему же дождик капает по лужам?». Мальчишки в спортивных костюмах жмутся у стенок сельского клуба. Один из них — семиклассник Сашка. Отважится ли он подойти к юной пианистке Светке и хлопнуть ее по заднице? Конечно. Сашка — парень не из пугливых. За три летних месяца он успел спасти козу от верной смерти, поучаствовать в коллективной драке, рискнуть собственной жизнью и, само собой, найти любовь.

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

«Лето. Нулевые» — кино очаровательное. Постановщик не просто знаком с темой, он и сам — часть этой темы. Некоторые сцены Илютин отснял в родном Конаково, на берегу Волги. Там же, вероятно, и разворачивается действие, потому что герои упоминают близлежащие Тверь и Москву. Ламповую атмосферу безмятежного (хотя для главного героя мятежного) времени усиливает саундтрек. Кто лучше «Отпетых мошенников», «Акулы» и уже упомянутого «DJ Дождик» расскажет о заботах молодежи двадцать лет назад? Стоит сознаться, что автор этого текста — ровесник режиссера, поэтому на эмоциональном уровне достаточно быстро проникся повествованием.

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Однако претензий к общей небрежности фильма не избежать. Вероятно, будет слишком жестоко критиковать детей за непопадание в образ, ведь им еще только предстоит выбирать, связывать жизнь с актерством или нет. Но вопросы к взрослым задать вполне уместно. У Ольги Лапшиной никак не получается показать спившуюся колхозную тетку, выходит некий китайский театр с гиперболизированной игрой. Анна Котова, словно непосредственно на съемках дубля, пытается угадать, какой должна быть матушка героя. А сценарист Кирилл Кузнецов заставляет детей рассуждать не так, как рассуждают дети, а так, как это транслировалось в советском кино.

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Неуместна трагичность, навешанная на пианистку Светку. По сюжету, ее мама погибла несколько лет назад, и теперь девочка не может вспомнить, когда в последний раз была счастлива. Что же это? Психически травмированный персонаж! Штамп No1 в современном российском кино. Конфликт между Светкой и Сашкой кажется надуманным. Мог ли мальчишка, окруженный друзьями, обидеться на девицу за то, что она собралась учиться в Москве? Маловероятно, ведь у него полно дел. Строить лодку, драться с цыганом, кормить домашних козлов. Но истории необходимо движение, поэтому конфликту — быть!

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

Кадр из фильма «Лето. Нулевые»

«Лето. Нулевые» — поток романтизированных воспоминаний. Они оторваны от сегодняшнего дня. Автор не ставит такой цели — провести параллель, указать, что было лучше, а что хуже. Аналогичных фильмов и сериалов за последние пять лет выкатилось уже десятки. Восьмидесятые, девяностые и «жирные нефтяные» обсосаны до костного мозга. Непонятно, сколько еще лет нам придется ждать дерзких, смелых дебютов. Но пока что будущее нашего кино за теми, кто всеми силами ломится в прошлое.

© 2014-2024 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018