КИНО-ПАНК

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы слушать песни из фильмов бесплатно и без регистрации.

Криминальная комедия высокого полета: «Экспресс»

«Экспресс» Руслана Братова дважды стал фаворитом. Сначала – на фестивале авторского кино «Окно в Европу» в Выборге, затем он взял главный приз в Сочи, уже на «Новом сезоне». В чем уникальность фильма, который СМИ окрестили дебютом года, разбирается Ольга Одишарова.

С 22 сентября «Экспресс» Руслана Братова можно смотреть в прокате, затем он выйдет на платформе Okko. Братова в 2017 году на «Кинотавре» прославила короткометражка «Лалай-Балалай» — комедийный алко-хоррор про подвыпивших мужичков, забравшихся ночью в луна-парк. Карусель, как метафора русской жизни, кружит с легкостью и без остановки: сначала – это просто веселье, потом уже пляска смерти.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

В «Экспрессе» у Братова остался тот же зоркий взгляд на реальность, но теперь здесь еще – своеобразная поэзия дворового и гопнического юмора, карнавальность, заложенная сюда уместно и сознательно. Получилась практически пацанская сага особого местечкового вайба. Само действие происходит в Черкесске, но гипотетически могло бы случится в любом другом российском городишке, где воруют люки, сбрасывают закладки, ловят «приходы» в институтской общаге и пытаются поднять деньжат на ставках в местной букмекерке.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

Главный герой – никогда не унывающий парень по имени Саша Сосланов или попросту Сос, оформляет на случайного знакомого клубную карту с приветственным бонусом и ставит ее на «экспресс», угадывая исход восьми футбольных матчей подряд. Но карта исчезает, когда ставка вдруг начинает играть – теперь это кино о поиске сокровищ и приключенческий дворовой квест, где на каждом шагу герою ставит подножку новый «нежданчик» и испытывает его на прочность и смекалку. И та, надо сказать, практически не подводит.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

Всю историю «Экспресса» можно рассказать в нескольких словах, сюжет укладывается в один уик-энд из жизни пацанов, которым Сос за помощь в поиске карточки щедро раздает еще не полученный кэш. Но фишка даже не в том, что он вот-вот со своей веселостью и раздолбайством станет обладателем несметного богатства – целого миллиона рублей. Важнее другое: провинциальный быт героя вдруг становится настоящим жизненным движем, серые будни обретают смысл. Экспресс трогается, события мелькают – остается пробить билетик в счастливое завтра, пусть оно даже без мечты и большой цели.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

Сос, феерически сыгранный дебютантом Львом Зулькарнаевым, в чем-то определенно герой «новой волны», пишет Сеанс. В этом смысле взгляды режиссера и зрителя, кажется, совпадают. Все нелепое в герое подкупает, равно как и наивность главных персонажей, фактурных и ярких – о каждом их них можно было бы рассказать свою историю на полный метр. Братов наполняет каждого из них живым человеческим чувством, и все его приемы направлены на то, чтобы сохранить эту живость. Такое нельзя сымитировать – Зулькарнаев в этом кино непосредственный, тонкий, человечный, честный.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

«А никто бы и не мог бы сыграть лучше, – задорно улыбается «Кино-Панку» приветливый добродушный парень. – По-моему все удалось. А в этом-то и была сложность: отменить игру и просто быть настоящим, а потом, на фоне всей этой киношной органики, выйти из экрана и стать зрителем. Мы же практически все непрофессиональные актеры на площадке, кроме нескольких человек. Удивительно, что сейчас у меня получилось просто смотреть фильм, без самоанализа и самолюбования».

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

В своем интервью журналу «Метро» Братов рассказал, что главными референсами его работы стали Коэны, с их остроумием и жанровой четкостью, и один из лидеров иранской новой волны Аббас Киаростам, который любит в своих работах оставлять ощущение недосмотренности, а на уровне энергии и драйва режиссер представлял героя из фильмов братьев Сафди – романтиков и авторов энергичного, сумасбродного кино. Это не прошло бесследно: кинокритик Стас Тыркин назвал картину Братова абсурдистской комедией самого высокого полета.

Кадр из фильма «Экспресс»

Кадр из фильма «Экспресс»

«Это кино вряд ли будет понятным какому-нибудь иностранцу – для него широкая русская душа, скорее всего, останется потемком. Чтобы понять это кино, нужно быть в еще и в этой пацанской теме. Братов большой молодец: от него, возможно, ждали новый Лалай-Балалай, а он зашел совершенно с другой стороны и снял абсолютный хардкор. В чем-то, конечно, две его работы пересекаются, но здесь Руслан не побоялся надавить до упора и сделать талантливейшую, непростою работу. Я назвал его Алексеем Германом под кислотой», – сказал «Кино-Панку» Тыркин.

СМИ пишут, что «Экспресс» – хорошо сделанный, погруженный в локальный контекст фильм – кино совершенно чудесное, лишенное обыкновенности, остроумное и немного сентиментальное. Братов глумливо разъедает всю серьезную повествовательную ткань, анекдотично передавая сюжетные обстоятельства. Словом, «Экспресс» кружит нас по тонкому режиссерскому юмору также, как когда-то кружил «Балалай», показывая кино большой авторской и жанровой свободы.

© 2014-2022 Кино-Панк

КОНТАКТЫ    

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77 - 74308 от 23.11.2018