Новый фильм про вампиров – новая попытка взглянуть на загадочный мир ночных убийц с какой-нибудь неизбитой точки зрения. Иногда получается хорошо, но чаще – не очень. Мария Михайлова посмотрела кино с длинным названием «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца», чтобы определить, к какому типу его можно отнести.
Главная героиня Саша по вампирским меркам родилась с отклонением. У нее не вылезают клыки, и она не может напасть на человека из-за развитой эмпатии, которая в ее мире считается пагубной болезнью. Человеческая еда смертельна для вампиров, поэтому Саша вынуждена пить кровь, которую ей приносят родители. Но ничто не может продолжаться вечно. Девушке пора взрослеть, сепарироваться от семьи и учиться охотиться вопреки гуманистическим наклонностям. Так Саша встречает Пола – неудачника с суицидальными наклонностями. Они договариваются, что вампирша убьет его, но выполнит последнее желание – чтобы было легче справиться с чувствами.
Тема вампиров-гуманистов перестала быть новой еще в нулевые. В 2008 году вышло сразу два культовых проекта на эту тему: «Сумерки» и «Настоящая кровь». И это, конечно, далеко не единственные фильмы, в которых некоторые вампиры представлены вполне себе добрыми и безопасными сожителями для человека. Всплеск интереса к вампиризму в массовой культуре полностью реабилитировал условного Дракулу — сделал его практически беззубым секс-символом с легким налетом угрозы и темного прошлого. И, конечно, появилась масса теорий о том, как вампиры могут выживать, не убивая человека: тут и кровь животных, и донорская кровь и даже синтетические заменители. Вопрос был рассмотрен со всех возможных сторон и, казалось, был исчерпан.
Тем поразительнее выглядит стремление создателей «Вампирши-гуманистки» вернуться к теме пропитания, и более того, сделать ее центральным вопросом картины. У зрителя возникнет тысяча предложений и вопросов, которые будут расширять логические дыры в сценарии: например, почему Саша не попробует грабить банки крови? Надуманность проблемы и ее конечная несуразность так мешают сосредоточиться на просмотре, что лишают всякого удовольствия от погружения в историю.
Впрочем, атмосферы в кадре тоже не предвидится: нам не раскроют второстепенных персонажей, не покажут интересные особенности вампирского быта, а антураж заполнят клише вроде пыточных комнат, летучих мышей и шуток про смерть. Даже образы героев картонные. Саша напоминает кого-то вроде Уэнсдей и внешне, и внутренне – та самая девочка с черными волосами, мрачным лицом и добрым сердцем. А ее родственница Дениз – вылитая Виктория из «Сумерек», рыжая беспощадная бестия. Потерянность Поля тоже получилась чрезмерной, и его гипертрофированный испуг отражается на лице даже во время самых спокойных сцен.
Единственное, что может спасти «Вампиршу-гуманистку» — французский оттенок стиля, который угадывается даже в канадском кинематографе. Экспозиции и диалоги, юмор и музыка здесь сквозят наивностью и добротой, изящной несуразностью, за которые любят французское кино и в особенности – французские комедии. Приятно посмотреть на долгие кадры, насладиться песней Emotions Бренды Ли и даже поразмышлять о проблеме становления подростка, который бунтует против привычного мира – разумеется, из лучших побуждений. Но рассуждения эти будут ленивыми, потому что здесь вряд ли можно говорить о глубоком сопереживании героям.
В остальном же «Вампирша-гуманистка» представляет из себя бесхитростное и безнадежно устаревшее кино, которое понравится только самым отчаянным фанатам вампирского сеттинга. Недорого снятый, плоховато продуманный, местами очаровательный и с оптимистичной концовкой – вот и все, что можно про него сказать.